Две утраченные композиции Баха исполнили впервые за 320 лет
Роман Стивена Кинга «Оно» исчез с крупных российских маркетплейсов и из книжных магазинов
Рэйф Файнс и Эль Фэннинг в дебютном трейлере «Голодных игр: Рассвет жатвы»
Количество книжных магазинов в России уменьшилось на 11%
Трейлер лайв-экшна «Моана» стал вторым самым просматриваемым в истории Disney
«Жуткое оригами»: показываем финальный локализованный трейлер «Крипера»
Новый триллер с Гленом Пауэллом получил дату премьеры
Фонд «Второе дыхание» провел съемку в рамках акции «Куртка бабушке зимой»
Вышел трейлер второго сезона «Провожающей в последний путь Фрирен»
С 1 марта алкоголь в общепите во дворах Подмосковья можно будет купить только в течение двух часов
Американскую «Игру в кальмара» начнут снимать в 2026 году
38% зумеров считают себя поколением, которое привносит новые ценности на рынок труда
Сеть магазинов одежды Modis собирается подать на банкротство
Режиссер «Истории игрушек-5» Эндрю Стэнтон считает, что у франшизы нет предела для продолжений
Суд отклонил иск о сексуализированном насилии к Вину Дизелю из‑за юридического вопроса
«Яндекс» проводит эксперимент по развитию сознания у ИИ
Джонатан Бейли написал письмо самому себе в прошлом
French Montana выступит в Москве в 2026 году
«Друзья» выложили последние 8 серий спин-оффа «Джоуи». Сериал закрыли 19 лет назад
Ветеринар рассказала о полной реабилитации кошки Муси, спасенной у «Ласточкина гнезда»
Кевин Спейси стал бездомным после скандала с харассментом: «Я живу в отелях и Airbnb»
Amazon выпустит новый сериал по «Звездным вратам»
Шоураннер «Бойся ходячих мертвецов» подал в суд на AMC из‑за невыплаченной прибыли
«Кристи» с Сидни Суини установил антирекорд по сборам во второй уикенд — падение составило 91,7%
Трамп подписал закон о рассекречивании документов Джеффри Эпштейна
Дейзи Ридли спасается от зомби в трейлере фильма «Мы хороним мертвых»
Сидни Суини собирает сплетни для Аманды Сейфрид в отрывке «Горничной»
Letterboxd запустит Video Store — аренду фильмов внутри платформы

В XIX веке музеи Германии пользовались опасными пестицидами. Экспонаты все еще могут быть токсичными

Staatliche Museen zu Berlin/YouTube

Ряд этнографических музеев Германии в XIX и XX веке использовал опасные для человека пестициды, чтобы сохранить предметы из своих коллекций, — они до сих пор могут быть токсичными, пишет The Guardian.

Газета ссылается на труд бывшего реставратора берлинского Этнологического музея Хелен Телло «Борьба с вредителями в музеях». В нем рассказано, как бурно развивавшаяся на рубеже веков немецкая химическая промышленность продавала свои товары музеям, стремившимся защитить коллекции от разного рода вредителей — жуков-древоточцев, моли, питающихся бумагой и кожей чешуйниц.

Газета отмечает, что речь в первую очередь идет об экспонатах колониальной эпохи, созданных при помощи натуральных материалов — дерева, кожи, меха, перьев — и в некоторых случаях готовящихся к реституции. Опрыскивали их обильно. Анализ показал, что предметы из музейных собраний до сих пор содержат тяжелые металлы (мышьяк, свинец, ртуть) и хлорсодержащие вещества, которые могут быть губительны для печени, почек, легких и нервной системы.

Среди таковых называется пентахлорфенол. В Ветеринарном энциклопедическом словаре указано: «Высокотоксичен. <…> Острое отравление характеризуется одышкой, повышением температуры тела, учащением пульса, судорогами, парезами, параличами». Другой инсектицид — дихлордифенилтрихлорметилметан или ДДТ — может вызвать рак.

The Guardian пишет: «В сентябре прошлого года Фонд прусского культурного наследия, курирующий городские музеи, объявил о начале переговоров с Колумбией и народом когис о возвращении деревянных масок XV века.

Однако прямой контакт кожи с этими масками (например, во время требующей значительных физических усилий церемонии) может быть сопряжен с риском для здоровья.

Согласно записям, в 1940-х и 1950-х годах контейнер с двумя из масок неоднократно обрызгивался 1,4-дихлорбензолом — дезинфицирующим средством, которое может вызвать затруднения дыхания и, как подозревают, рак».

«В наших коллекциях мы часто сталкиваемся с объектами, у которых пугающий уровень загрязнения биоцидами», — заявили в научно-исследовательском институте при объединении государственных музеев Берлина. Заболевали ли сотрудники музеев и посетители в XIX–XX веках после контакта с опасными веществами, не сообщается.

По оценкам института, две трети из 500 тыс. предметов в этнологической коллекции берлинских музеев заражены. В Гамбургском этнографическом музее дают более пессимистичную оценку: «Полагаем, затронуты все наши объекты».

«Так как сохранившиеся записи об обработке пестицидами в немецких музеях часто полны пробелов, научная основа оценки риска для здоровья может оказаться сомнительной, только если она не будет подкреплена химическим анализом», — сообщает газета.

При этом периодически опасения не подтверждаются. Берлинская площадка «Гумбольдт-форум» планировала выставить реконструированную в 1960-х парусную лодку Королевства Тонга. Вместо этого они решили поручить судостроителям Фиджи постройку еще одной копии. Одним из факторов были опасения из‑за пестицидов. Однако анализ показал, что загрязнение «ниже действующих в настоящее время пороговых значений».

Подлежащие реституции экспонаты обычно очищаются перед передачей, но метод полного удаления потенциальных токсинов еще не разработан, передает The Guardian. «Я не знаю ни одной научной процедуры, которая превратила бы зараженный объект в безвредный», — заявил Стефан Саймон, директор лаборатории при музеях Берлина.

«Местные сообщества должны сами решать, что делать с возвращенными объектами, — сказала директор лейпцигского Музея Грасси Леонтина Мейер-ван Менш. — Если они говорят: „Мы осознаем риски, но все равно хотим взаимодействовать с этими экспонатами“, то мы должны это уважать».

Расскажите друзьям