Вышел тизер игрового ремейка «Моаны». Главную роль исполнила 17-летняя дебютантка
Райан Гослинг хочет спасти человечество и отправляется в космос в трейлере «Проекта „Конца света“»
Визовый центр Португалии в России остановил прием заявлений на 2025 год
В арт-пространстве «Артемьев» откроется выставка об эволюции электронной музыки
Синоптик: предстоящая зима в России будет холоднее, чем в прошлом году
«Парасоциальный» ― слово года по версии Кембриджского словаря
Стоимость базовой корзины в Москве выросла на 15% за год
Из Москвы до Адлера на поезде скоро можно будет добраться за 7 часов
Во французских кинотеатрах появилось ведро для попкорна в виде шляпы Эльфабы
Spotify, ChatGPT, X и десятки других сервисов перестали открываться из‑за сбоя в Cloudflare
Росстандарт создал новый проект ГОСТа, снижающий требования к шоколадным конфетам
Звезда «Дневников вампира» Нина Добрев снимется в эротическом триллере «Night Float»
Показываем фрагмент «Сущности» ― хоррор-драмы с Бенедиктом Камбербатчем
Халле Бейли отправляется в Италию в трейлере ромкома «Ты, я и Тоскана»
Аналитики: половина мужчин уходили от женщин, которые пытались их переделать
«Перекресток» подал в суд на юрлицо Easy Peasy, соучредителем которого была Настя Ивлеева
Полностью беспилотную «Ласточку» запустят по МЦК в 2026 году
Музей транспорта Москвы представит советские плакаты с рекламой такси
HBO показал трейлер второй половины сезона сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри»
Игра «Киберслав: Затмение» обзавелась первым геймплейным тизером-трейлером
В Москве 18 ноября повторился температурный рекорд 1940 года
«Чувство и чувствительность» с Дейзи Эдгар-Джонс выйдет в зарубежный прокат 11 сентября
Шекспир прощается с сыном в первом отрывке «Хамнета» Хлои Чжао
Герои третьей части «Аватара» убегают от вулканического клана в новом отрывке
На «Госуслугах» появится аналог SpeedTest
В поездах дальнего следования РЖД появятся пижамы
Expedition 33 и Death Stranding 2: стали известны номинанты на The Game Awards 2025
Москву накроет ливень. За два дня может выпасть до 40% месячной нормы осадков

Безымянный рисунок XVI века оказался наброском Микеланджело для Сикстинской капеллы

Richard Mortel/Flickr

Группа ученых при содействии почетного профессора истории искусств Кембриджского университета Пола Иоаннидеса установила, что безымянный рисунок XVI века — это набросок Микеланджело Буонарроти к одному из фрагментов оформления Сикстинской капеллы. The Guardian рассказывает о сюжете и публикует изображение.

Газета указывает, что Иоаннидес — один из крупнейших специалистов по творчеству итальянского скульптора и художника. Ранее он же участвовал, например, в идентификации самого раннего рисунка Микеланджело — «Сидящий человек».

«Если говорить о мастерах столь же великих, как Микеланджело, то любое связанное с ними открытие вызывает некоторый трепет. Но это набросок Микеланджело для одного из величайших шедевров в истории западного искусства», — отметил он.

Размеры рисунка — 16×19 сантиметров, он выполнен красным мелом. На нем — одна из фигур, сражающихся с падающими с небес змеями в сцене на евангельский сюжет «Поклонение медному змию». Набросок датирован 1512 годом — это период, когда Микеланджело уже завершал работу над фресками.

Найденная зарисовка — одна из немногих сохранившихся после смерти художника. Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», говорил:

«Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни ранее, ни ныне за многие века. Воображением он обладал таким и столь совершенным, и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь грандиозные и потрясающие было невозможно.

Часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал: так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным».

Рисунок Иоаннидесу через посредника передал анонимный европейский коллекционер. Последний приобрел его в 2014 году — и тогда набросок приписывали Россо Фьорентино, последователю Микеланджело.

Иоаннидес утверждает, что еще до того сталкивался с зарисовкой — он видел фотографию плохого качества с ее изображением в одном из архивов в Лондоне: «Я мысленно отметил ее как „представляющую интерес“. Было интригующе изучить рисунок во плоти и прийти к выводу, что это действительно Микеланджело».

На наброске имеются пометки его прежних владельцев — например, инициалы Джона Чарльза Робинсона, изучавшего наследие художника в XIX веке, и отметка Чемберса Холла — коллекционера, который передал Британии множество произведений искусства. Холл, как говорит Иоаннидес, первым предположил, что перед ним Микеланджело.

Он добавляет: «Несмотря на высочайшую осведомленность Микеланджело о мужской анатомии, в рисунке есть неточности. Это почти невозможная для человеческого тела поза, слишком длинное левое бедро и позвонки, изображенные как своеобразные блоки».

Иоаннидес заключил: «Такую оценку дал хирург. Она подтверждает отсутствие у Микеланджело заботы о точности скелета и мускулатуры. <…> Как заметил Вазари: „Микеланджело думал о выражении динамики, а не об анатомической точности“».

Расскажите друзьям