Экономия без напряга
Зумеры все реже покупают традиционные символы успеха, например квартиры или машины. При этом откладывать деньги молодое поколение все же продолжает, но делает это мягко, без лишнего стресса и жестких ограничений. Зумеры не отказываются полностью от хобби, путешествий или досуга и стараются экономить, лишь когда есть возможность, — например, на ужине с друзьями просто не заказывают второй напиток.

Наличные для них — архаизм
Почти каждый четвертый россиянин не носит с собой наличные. Большинство из них — молодые люди. Первые дебетовые карты, по данным опроса ВТБ, у них появились еще в подростковом возрасте. И на них они не остановились: большинство молодых людей до 25 лет пользуется двумя-тремя картами, а у 16% их четыре и более.
Молодые люди не хотят тратить время на походы в банк и предпочитают разбираться во всем самостоятельно, поэтому при выборе обращают внимание на удобство приложения — об этом сообщили 60% опрошенных. Им также важны бесплатное обслуживание, программа лояльности и бонусы, которые может предложить банк.
«Молодежь задает тренды, за которыми мы не просто следим, но и создаем новые финансовые возможности — от стильных карт с бесплатным обслуживанием до полноценного сервиса. Мы хотим быть на одной волне с клиентами, поэтому адаптируем наши решения под их запрос», — отмечает старший руководитель департамента продуктов розничного бизнеса ВТБ Алексей Охорзин.
Недавно ВТБ выпустил новую молодежную карту с сервисом «Молодежь Плюс» для людей от 14 до 25 лет. Помимо бесплатного обслуживания, оригинального дизайна и кешбэка, держатели получают доступ к подписке «Яндекс Плюс» с музыкой, фильмами и книгами, а также скидку 50% на мобильную связь от «ВТБ Мобайл». По словам Охорзина, карта и сервис делают управление финансами удобным, современным и выгодным.
ВТБ не впервые предлагает продукт, который отвечает запросам молодых клиентов: в прошлом году банк занялся киберспортивным направлением и запустил геймерские карты. Они позволяют совершать покупки в игровых маркетплейсах без комиссии и получать за это кешбэк.
Активировать сервис «Молодежь Плюс» могут держатели любых карт ВТБ от 14 до 25 лет включительно. К ним сервис подключается автоматически на 30 дней. Чтобы сохранить доступ к нему, нужно выполнять условия: тратить и держать на счете от 10 тысяч рублей в месяц. Оформить карту можно на сайте.

Разумное потребление и вторичный рынок
На «мягкие сбережения» похож и другой финансовый тренд, который появился в тиктоке в 2024 году, — «громкая экономия» (loud budgeting). Адепты подхода считают, что отказываться от покупок, которые им не по карману, не стыдно, ведь это не про отсутствие денег, а про выбор. Они предлагают распоряжаться финансами гибко и экономить на том, на что вовсе нет необходимости тратиться, например, варить кофе дома и брать с собой в термокружке вместо похода в кофейню.
Пользователи также предлагают отказаться от навязанных маркетологами продуктов и выбирают аутентичные бренды, ценности которых разделяют, и товары с рук. Вместо новых джинсов покупают винтажные в секондах, а в магазинах не стесняются подходить к полкам с уцененными товарами. Порой покупку заменяют прокатом — например, берут выпускной наряд на один вечер.

