Смерть — это только начало

Это все? Как философы ищут в смерти смысл жизни

Философ, художница и автор телеграм-канала «Буквы на синем камне» Арина Атик рассказывает, как менялось отношение к смерти в философии — от Сократа до трансгуманистов — и как современные мыслители предлагают преодолеть проблему смертности.

Эта подборка — часть нашего большого спецпроекта «Смерть — это только начало», где мы пытаемся понять, как мысли о смерти помогают нам в жизни. Обязательно почитайте!

Что такое философия смерти?

Почему невозможно определить смерть

Философию смерти нельзя назвать отдельной дисциплиной, хотя очевидно, что философ, который не размышляет о смерти, мало чего стоит. Если взять смерть в качестве предельного аксиоматического понятия, через которое определяются все остальные, то история философии смерти становится историей самой философии. Некоторые заходят еще дальше, говоря, что осознание смертности порождает человеческое сознание и всю нашу культуру. Охватить это все невозможно, но мы попытаемся.

Смерть неизбежна, но, когда вы умерли, ее невозможно осознать: будучи основополагающим опытом, это также опыт, которого у нас нет.  Мы можем зафиксировать лишь ее внешние проявления — смерть других, мертвые тела. Если же мы верим в посмертие, то и в этом случае говорим о жизни — жизни после. Смерть сильно сопротивляется рефлексии, ее можно определить как угодно, что значит, что ее невозможно определить точно. 

С каких точек зрения можно смотреть на смерть

Глаз. Мауриц Корнелис Эшер. 1946 год.

Понятие смерти в пределе можно свести к концу существования или переходу к другому типу существования.

Философия, как и религия, зачастую фокусируется на важности посмертного существования и бессмертии души. Анимистические представления о духах, будучи основой для формирования любых религиозных систем, сохраняются и в философии, потому что большая часть философии — религиозная философия. До недавнего времени атеистические мыслители были в меньшинстве.

Другой фокусной точкой может быть сам момент умирания. Тут аналитические философы вторят медикам и выделяют кардиологический стандарт — смерть сердца — или стандарт, основанный на смерти мозга.

Материальный остаток смерти — труп — тоже поднимает философскую проблему, а именно проблему идентичности. Если смерть есть смерть тела, то труп — это уже не человек. Но если смерть определять как угасание индивидуальности, то труп продолжает существование человека, только будучи освобожденным от его агентности.

Еще одна важная задача философской танатологии — выработка секулярных стратегий преодоления смерти, то есть способов, как справиться со страхом перед ней.

Философия может пытаться отрицать существование смерти, что встречается не только у современных атеистических философов и технократов, но и у древних мыслителей.

Как смерть воспринимали древние люди

Папирус Ани. Около 1250 года до нашей эры.

Осмысленное отношение к смерти, выраженное в обрядах захоронения, знаменует зарождение цивилизации: по тому, как люди обращались с мертвыми, мы реконструируем их представления об устройстве мира. Представления древних содержательно разнятся, но их объединяет убежденность в сохранении связи с загробным миром. Умершие остаются частью жизни коллектива, с ними можно (и нужно) общаться.

Архаическое отношение к смерти определяется ритуалами инициации-перехода и жертвоприношения. Шаман, как проводник между верхним, средним и нижним мирами, должен пройти через околосмертный опыт, чтобы передавать информацию между мертвыми и живыми. Похожую картину мы встречаем в монистических древнекитайских представлениях. Такая близость с миром мертвых ставит перед живущими жилищный вопрос: наш мир перенаселен духами предков!

Более поздние религии постепенно отодвинули мир мертвых от нашего, делая преграду уже не призрачной, а почти непреодолимой. Например, древние индуистские писания рассматривают смерть скорее как положительное явление. Смерть — это и бог Яма, и добрый друг, и заботливая мать, избавляющая нас от тягот жизни, а при хорошей карме — от тягот перерождения. Смерть — закон природы, и ее надо встречать в благом расположении духа. Соединение души (Атман) с Брахманом тоже в каком-то смысле смерть, хоть ее и достигают очень немногие.

Гомеровский эпос отражает противоречивость отношения к смерти у древних греков. С одной стороны, еще сохраняется ритуалистическое отношение к ней: для героев «Илиады» важно было быть правильно похороненным. С другой стороны, даже соблюдение ритуала не делает Аид, населенный голодными призраками мертвых, более уютным и близким к нашему миру. После встречи с уже умершим Ахиллом Одиссей говорит, что лучше быть живым рабом, чем властителем безжизненных мертвецов. На этом этапе мертвые уже достаточно далеко от нас, а представления о том, как устроен их мир, смутные. 

Как представления о бессмертии души трансформировались от греков до Нового Времени 

Смерть Сократа. Жак Луи Давид. 1787 год.

Античный мыслитель, о котором редко вспоминают в контексте философии смерти, — Парменид. Он учил, что нет не только смерти, но и рождения, потому что существует лишь единое бытие, вечное и неуничтожимое. Видимость смерти, как и любого изменения, лишь обманчивая завеса, созданная привычкой людей к двойственному описанию мира.

Классический пример философского рассмотрения смерти — это диалог Платона «Федон», в котором платоновский Сократ с одобрением отзывается о кончине, а может быть, проводит сеанс групповой терапии для себя и своих друзей в ожидании казни (решите сами). Платон пишет, что философия есть «приуготовление к смерти», тем самым придавая ей смысл. Философ неиронично «заслуживает» ее, потому что, по Платону, это благо, освобождение бессмертной души из бренной темницы тела. 

Именно от Платона ведет свою историю аргумент в пользу бессмертия души от ее простоты. В позднейших формулировках этот аргумент звучит так: душа неделима и не состоит из частей, в отличие от сложного тела. Поскольку разрушение — это разделение на части, душа, будучи простой, не может быть разрушена и, следовательно, бессмертна.

К этому доказательству в последующие века будут обращаться самые разные мыслители — от христианских апологетов до Лейбница с его монадологией. И именно об этом говорит Пушкин, обращаясь к товарищам по лицею в стихотворении «19 октября»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен...

Для Аристотеля душа — это форма тела, то, что наполняет его жизнью. Соответственно, после смерти этого тела существование формы становится проблематичным. И все же тексты Аристотеля оставляют некий простор для толкований, при котором бессмертие возможно, но не как вечная жизнь души-индивидуальности, а как причастность человеческого ума к вечному и безличному Уму-перводвигателю. 

Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. 1475–1478 год.

В дальнейшем западная философия на многие века становится христианской (здесь вы притворяетесь, что не заметили, как мы пропустили всю эллинистическую философию). Попытку соединить иудеохристианское и греческое видение смерти можно наглядно проследить на примере Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Для Августина душа настолько самодостаточна после смерти, что делает телесное воскресение почти избыточным, хотя очевидно, что Августин все равно в него верил. Для Фомы же, как последователя Аристотеля, душа обречена на неполноту в ожидании воскресения тела после Страшного суда. Декарт вообще выносит проблему воскресения из мертвых за скобки своих рассуждений. Его интересует бессмертие души, а доказательство воскресения он предоставляет религии.

Другим locus classicus для философии смерти стали слова Эпикура «Пока мы есть, смерти нет; когда смерть есть, нас нет». Смерть для Эпикура — ничто, она не является событием в жизни человека и тем более трупа; мы с ней не пересекаемся, поэтому наш страх смерти тщетен, ведь смерть избавляет от надежд на бессмертие. В этом смысле Эпикур — редкий пример неверия в бессмертие среди древних философов. Лишь через две тысячи лет к нему начнут присоединяться все больше единомышленников — Гоббс, считавший душу телесным субстратом, а затем и вся плеяда материалистов Нового времени, окончательно переведших вопрос из метафизической плоскости в научную. Философия Просвещения, будучи во многом антирелигиозной, понимала смерть в духе физикализма. Скажем, взгляды де Ламетри, автора знаменитого трактата «Человек — машина», в сущности, мало чем отличаются от воззрений Деннетта или Сапольски.

Можно ли по-кантовски сказать, что смерть — это явление природы, элемент царства необходимости, или же смерть — это действие, элемент царства свободы? Полемизируя с Гоббсом, для которого человек ничем не отличается от животного и во всем руководствуется страхом смерти, Кант говорит, что человек морально свободен и может выбрать смерть, если это диктует чувство долга. Например, когда дается выбор между тем, чтобы оболгать кого-то или умереть (моральный императив предполагает, что в этом случае надо выбрать смерть). 

Естественная смерть как неизбежность, продиктованная законом природы, кажется, обесценивает все наши моральные достижения, что заставляет Канта говорить о бессмертии души и важности последующих поколений для полной реализации человеческого призвания.

Гегель использовал христианскую догматику в своих целях, хотя на поверхности как будто ей не противоречил. Он придает смысл человеческой смерти через вписывание ее в процесс становления духа: мировой дух воплощается в конкретных индивидах и поколениях, в которые они складываются. Человек живет, чтобы проложить путь новому, а обретает самосознание лишь рискуя жизнью. Выходит интересно: быть человеком, значит быть смертным. Однако смерть индивида у Гегеля — это не уничтожение, а момент «снятия» (Aufhebung), когда природное, непосредственное индивидуальное бытие преодолевается, чтобы мировой дух мог продолжить свое развитие.

Как XX век сделал смерть центральным философским вопросом

Танатос. Яцек Мальчевский. 1899 год.

ХХ век в своих попытках осмыслить смерть открывает совершенно новую перспективу: в свете психоанализа смерть выступает как объект наших бессознательных устремлений. Впервые концепция влечения к смерти появляется не у Фрейда, а у ученицы Юнга и нашей соотечественницы Сабины Шпильрейн. Шпильрейн видела во влечении к смерти не только деструктивное, но и созидательное начало. Она связала его с трансформацией и переходом в новое качество, где разрушение старого — необходимая стадия для творения нового.  Фрейд, сначала критиковавший идеи Шпильрейн, позже развил их, говоря о фундаментальном стремлении организма к возвращению в неорганическое, устойчивое состояние, противостоящее Эросу (влечению к жизни). 

Смерть в психоанализе оказывается не просто концом, но и скрытым двигателем психической жизни, источником как агрессии, так и стремления к покою. Как писал Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «если мы примем как факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть».

В экзистенциалистской философии, ставшей особенно популярной после Второй мировой войны, смерть занимает центральное место. Ее истоки стоит искать еще в философии Серена Кьеркегора, которая во многом определила взгляды Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра. Для Кьеркегора центральными становятся уникальность и конечность человеческого существования. 

Подлинное бытие рождается не из абстрактных систем, а из личного, глубоко субъективного переживания «страха и трепета» перед лицом собственной свободы, выбора и неизбежной смерти.

Эта кьеркегоровская установка стала фундаментом, на котором строили свои концепции немецкие и французские экзистенциалисты.

Для Хайдеггера смерть — не биологический факт окончания жизни, а фундаментальная и высшая возможность обрести подлинность. Смерть — единственная истинная собственность человека, хотя фактически она, конечно, лишает нас права обладания чем-либо. Свободно принимая свою конечность, человек, по его мнению, может достичь целостности и жить в полном осознании своего бытия. Смерть превращается в структуру, «бытие к смерти», придающую существованию смысл.

Жан-Поль Сартр утверждал, что, превращая смерть в абстрактную онтологическую структуру и «возможность» подлинности, Хайдеггер попросту игнорирует ее конкретный, личный и всеуничтожающий ужас, который переживает каждый человек. Он не принимает смерть всерьез и ошибочно романтизирует ее как еще одну «возможность». В противовес Хайдеггеру, Сартр видит в смерти абсолютно абсурдный и враждебный факт. Если Хайдеггер понимает жизнь как «бытие к смерти», то Сартр, напротив, рассматривает смерть лишь в перспективе жизни — как случайный и брутальный обрыв извне, который не индивидуализирует человека, а лишает его всех возможностей, превращая жизнь в бессмысленный фрагмент.

Смерть как инструмент идеологии

Знамя одного из российских «Отрядов смерти», сформированных на Восточном фронте, 1917 год.

Современная политическая философия смещает фокус, показывая, как сама смерть и отношение к ней могут становиться орудием власти. Герберт Маркузе утверждал, что в репрессивном обществе смерть — идеология. Призывы принять ее как естественный и неизбежный удел служат оправданию социального статус-кво. 

Эта «примиренная» смерть гасит человеческий потенциал, направляя энергию на покорное ожидание конца вместо борьбы за улучшение условий земной жизни.

Развивая критику идеологических функций смерти, Джудит Батлер в работе «Рамки войны: когда жизнь достойна оплакивания» вводит понятие жизни, заслуживающей скорби. Публичное восприятие жизни и смерти структурировано властными рамками: медийными, политическими и дискурсивными. Они определяют, чья смерть становится поводом для всеобщей скорби и морального возмущения, а чья остается незамеченной или даже воспринимается как оправданная. Таким образом, идеология работает как механизм распределения человечности.

Эту линию размышлений радикализирует и углубляет Ашиль Мбембе в своей концепции некрополитики. Если классическая биополитика, по Фуко, — это власть, управляющая жизнью, то Мбембе описывает некрополитику как высшее проявление суверенитета: власть решает, кто должен жить, а кто умереть. В рамках колониальных и постколониальных государственных стратегий это проявляется в создании «зон смерти» — пространств (как физических, так и социальных), где население систематически подвергается насилию, доводится до положения «живых мертвецов» или напрямую уничтожается. Некрополитика — это не просто лишение признания, как у Батлер, а активное и целенаправленное умерщвление, институционализированное как политический инструмент для утверждения господства.

Как философия представляет смерть (и ее преодоление) в будущем

Воскрешение Лазаря.Винсент Ван Гог. 1889 год.

К середине XX века оформилась концепция трансгуманизма. Его истоки восходят к XIX веку — к проекту Николая Федорова «Общее дело» с его идеей воскрешения отцов и победы над смертью силами науки и к концепции Константина Циолковского о достижении бессмертия с помощью переселения человеческого духа в неорганические формы. Согласно Федорову, человечество научится воссоздавать умерших «из самых первоначальных веществ, атомов, молекул», и тогда преображенный человек «будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах». Его проект представляет собой парафраз иудеохристианской эсхатологии: теперь воскрешение мертвых становится не божественным чудом, а научно-технической задачей и долгом человечества.

Современный трансгуманизм, наследуя утопический импульс Федорова, видит в смерти не экзистенциальный предел, а техническую проблему, требующую решения.

Это порождает три основные стратегии переосмысления конечности жизни.

Радикальное продление жизни рассматривает смерть как болезнь, сложную, но излечимую. С помощью генной инженерии и наномедицины этот подход сводит онтологическую неизбежность смерти к совокупности биологических поломок, которые мы можем и должны устранить.

Крионика делает следующий логический шаг: нам (вернее, нашим замороженным телам или только головам, если мы не настолько богаты) предлагается совершить «прыжок веры» в будущее, где смерть станет обратимой. Мы должны положиться на будущие технологии и добрую волю потомков, которые, как мы надеемся, смогут (и захотят) победить то, что сегодня считается неизлечимым.

Цифровое бессмертие предлагает окончательный разрыв с традиционной метафизикой смерти. Если тело всего лишь носитель, то личность, перенесенная в цифровую среду, обретает бессмертие. Эта концепция ставит под сомнение связь сознания с телесностью, переопределяя смерть как потерю данных, которую можно предотвратить резервным копированием. Таким образом, если Федоров предлагал секулярное воскрешение, то здесь мы имеем дело с цифровым платонизмом: сознание освобождается от телесной оболочки, чтобы обрести новую жизнь в идеальном цифровом мире.

Однако закономерно возникает вопрос: трансгуманизм — наследник гуманизма или его могильщик? С одной стороны, трансгуманизм предлагает инструменты для искоренения главных источников страдания: болезни, старения и смерти, — что соответствует гуманистическому идеалу благополучия человека. С другой стороны, такие философы, как Юрген Хабермас, видят в этом фундаментальную угрозу. По мнению Хабермаса, радикальное преобразование человеческой природы подрывает основы морали и человеческой автономии. Когда одно поколение получает возможность конструировать следующее, это разрушает равенство между людьми, заменяя его отношением проектировщика и продукта. Мы не выбираем свою телесную идентичность, но именно это, по Хабермасу, позволяет нам воспринимать себя авторами собственной жизни. Вместо освобождения трансгуманизм может привести к окончательной инструментализации человека и биологическому закреплению социального неравенства.

Иногда на примере одного мыслителя можно проследить, как меняются взгляды на будущее человека (и будущее его смерти) на прямо противоположные. Известный трансгуманист Ник Бостром, в 2000-х писавший о катастрофических последствиях развития искусственного интеллекта и технологий в целом, в прошлом году опубликовал неожиданно оптимистичную «Deep Utopia», в которой описывает множество скорее терапевтичных, чем пугающих вариантов будущего. В сущности, всю книгу можно рассматривать как полемический комментарий к мему о шизофутиристических политических координатах.

Орфей и Эвридика на берегу Стикса. Джон Роддэм Спенсер-Стенхоуп. 1878 год.

Бостром известен еще и тем, что на полном серьезе утверждает, будто с огромной вероятностью мы уже и так живем в цифровой симуляции, проекте наших потомков, для которых наша жизнь — форма развлечения. Здесь легко усмотреть аналогию с гностической традицией, где материальный мир считается творением не благого Бога, а игрушкой в руках демиурга, часто невежественного или злонамеренного. Двум миллиардерам из Кремниевой долины теория Бострома настолько запала в душу, что, как писал The New Yorker, без малого десять лет назад они начали тайно финансировать работы по выходу из симуляции. Имена меценатов, впрочем, не разглашались, но, с другой стороны, мы, кажется, ничего не слышали о пропавших без вести миллиардерах, так что, вероятно, их старания выбраться из Матрицы пока ничем не окончились.

Но преодоление собственной смерти должно быть дополнено преодолением и всеобщей смерти, в том числе умирания планеты Земля, на что обращает внимание экофилософский подход к смерти. Привилегированное стремление к бессмертию зачастую не учитывает, что становится вампиром, сосущим кровь в одностороннем режиме. В своем недавнем эссе Келли Пендерграст поэтично описывает это на примере известного миллионера-биохакера Брайна Джонсона, чей слоган, как известно, «Don’t die». Анализируя самый известный эксперимент (выходку?) Джонсона — переливание себе крови сына и переливание своей крови отцу — Келли Пендерграст подчеркивает символический обмен, который сопровождает буквальный обмен жидкостями. Очевидно, что Джонсон не исключение из правил и тоже умрет, потому что «материалы, из которых состоят жидкости и ткани организма, берут начало где-то вне нас, подвергаясь воздействию загрязняющих веществ и влиянию окружающей среды. Системы планеты и системы нашего тела неизбежно пересекаются, и болезни мира возвращаются домой. Тело — это мир: планета в микрокосме».

Стадии принятия смерти

Изменение отношений со смертью не обусловлены внешними экономическими или социальными причинами, скорее это череда интеллектуальных и духовных кризисов объяснения. Философию греков невозможно свести к сумме внешних факторов. Нельзя с точностью понять, почему греки «учатся умирать». Следующий большой кризис объяснения — Новое время и порожденный им гуманизм. Гуманистическое мировоззрение, уставшее от религиозных объяснений, конечно, не отрицает религии полностью, но способствует размышлениям о посюсторонней жизни. Экзистенциализм (по Сартру,  новый гуманизм) концентрируется на смерти как на характерном человеческом отличии. Трансгуманизм и другие формы отрицания смерти полностью отказываются понимать смерть, наивно желая, чтобы ее не было.

Вообще, кажется, что последние две с половиной тысячи лет философия пытается сделать выбор между пятью стадиями принятия неизбежного, по Кюблер-Росс: отрицанием, гневом, торгом, депрессией, принятием. Ну а имена философов по этим стадиям мы предоставляем расставить читателю самостоятельно. 

Расскажите друзьям