Смерть — это только начало

Смертельно страшно: почему люди боятся умереть и как снизить уровень тревоги

Мысли о смерти могут вызывать разные эмоции, но обычно они пугают, причем пугают по-разному: кого‑то страшит неизвестность, других вгоняет в ужас хрупкость человеческой жизни, третьи бояться что‑то не успеть. Разбираемся с психологами и доулами смерти, как за этими тревожными ощущениями не пропустить жизнь.

Как возникает страх смерти и с чем он связан

Филипп де Шампань. Натюрморт с черепом, 1644

«Страшит, что смерть — условное выключение тела из розетки»

Александра
29 лет

 

«Впервые страх смерти появился у меня четыре года назад после утраты близкого человека. Буквально на похоронах у меня зародилась мысль, которая меня потом долго не отпускала: когда ты умрешь, ты останешься один. Все тебя покинут, а ты будешь лежать в одиночестве там. Сначала она ассоциировалась только с близким, с которым было прощание, но время от времени она появлялась в голове вновь и вновь и стала применительной и ко мне. Это не только сам страх смерти, но и одиночества, беззащитности, которые ей сопутствуют.

Я воспринимаю этот страх смерти как иррациональный. Кроме самой смерти я думаю и о том, что происходит после ухода человека с его сознанием. 

Меня страшит и пугает мысль, что если смерть — условное выключение тела из розетки, грубо говоря, айфон, превратившийся в кирпич, то что она делает с нашим внутренним миром?

Все то сознание, которое мы растили в детстве в семье и после, мир, который мы поливали, ухаживали, ломали и чинили, — все просто исчезнет в один момент. Это пугает и печалит.

Антонио де Переда. Аллегория тщеславия, 1632–1636

Конечно, становится легче, если представить, что мы нечто большее, чем мир вокруг, и наша настоящая жизнь не где-то здесь, и наше сознание после смерти тела попадет туда, где всем хорошо. Но перспектива стать „кирпичом“, просто исчезнувшей личностью все равно остается, и она пугает. 

Триггером для страха может быть не только столкновение со смертью других людей. Это, например, и разговоры с пожилыми людьми, которые понимают, что большая часть жизни уже позади. Иногда мысли о смерти приходят в голову сами по себе, и мне, наверное, удается с этим справляться: я даю себе возможность подумать об этом, погрустить». 

Древнеримская мозаика «Memento mori», I век до нашей эры

Люди боятся смерти, потому что осознают собственную смертность, это осознание порождает глубокую экзистенциальную, эмоциональную и биологическую тревогу, которая подтверждается исследованиями. При этом проявляться он может в самых разных формах:

  • панических атаках;
  • тревожных расстройствах;
  • страхе старения;
  • навязчивых мыслях о болезнях и др. 
Анастасия Левикова
Психолог, доула смерти, соосновательница проекта Death Foundation и просветительница в темах скорби и смерти

«С эволюционной точки зрения страх смерти — это адаптивная форма самосохранения. Наши предки, инстинктивно избегавшие опасных для жизни ситуаций, имели больше шансов выжить и передать гены, благоприятствующие избеганию угроз. Современные люди унаследовали этот механизм, но наше развитое самосознание превратило его в абстрактный страх — не просто страх травмы или опасности, но страх самого небытия».


Левикова обращает внимание, что люди, в отличие от других животных, могут представлять будущее и понимать, что существование конечно. Философы, такие как Кьеркегор и Эрнест Беккер, описывали это как «борьбу бытия против небытия». Осознание смертности порождает чувства ужаса, трепета и экзистенциальной вины — признания того, что мы не можем избежать смерти и, возможно, никогда не реализуем полностью смысл своей жизни. Доула также подчеркивает, что с точки зрения исследований есть и отдельные факторы, которые усиливают страх смерти:

  • неизвестность — люди глубоко обеспокоены неопределенностью, а ничто не является более непознаваемым, чем смерть;
  • потеря контроля — смерть представляет состояние, где исчезают агентность, идентичность и смысл;
  • травма и опыт — переживание смерти близких или серьезная болезнь повышают чувствительность к смертности;
  • личностные черты — тревожные и склонные к перфекционизму люди испытывают более интенсивный страх смерти;
  • культурные табу — общества, подавляющие разговоры о смерти, усиливают тревогу, тогда как культуры, нормализующие обсуждение смерти (например, мексиканский День мертвых), смягчают ее.
Питер Буль. Аллегория мирской жизни, 1663

Любопытно, что вместе с культурой на формирование страха смерти влияет и религиозный аспект. Левикова отмечает, что исследования в разных культурах показывают U-образную связь между религией и тревогой смерти. «Сильно верующие и колеблющиеся демонстрируют самый низкий уровень страха, в то время как неуверенные или умеренно религиозные испытывают наибольший страх, вероятно, из-за амбивалентности относительно того, что происходит после смерти», — говорит доула. Так, исследование Махди Резапура с участием 800 человек подтвердило: вера в отделенность души от тела усиливает страх смерти, тогда как вера в загробную жизнь снижает. Абстрактная идея души вызывает больше сомнений, в то время как конкретная картина загробного мира дает определенность.

Тема страха смерти в последние годы все чаще становится предметом изучения в науке — в связи с этим в исследовательских кругах даже появился термин death literacy, или в переводе «смертная грамотность». По словам Левиковой, это относительно новый термин, предложенный австралийскими исследователями Керри Нунан и коллегами в 2016 году: смертная грамотность представляет собой набор знаний, навыков и опыта, позволяющих понимать, обсуждать смерть и участвовать в уходе за умирающими. Их главная практическая ценность — в том, что, согласно исследованиям 2024–2025 годов, высокая смертная грамотность приводит к снижению страха смерти.

«Смерть неизбежна — оттого и страшно»

Мария ван Остервейк. Vanitas, 1668
Лекса
21 год

 

«У всех моих знакомых страх смерти появился из-за какого-то конкретного события — утраты близкого или опасной ситуации в жизни. У меня ничего такого не было. Боязнь возникла, когда мне было 14 лет: я просто мыла посуду — и вдруг резко щелчок в голове: „Я однажды умру“. Было ощущение, что все тело замерло, а я будто лежу в гробу и не могу пошевелиться. Это длилось где-то минуту, но по ощущениям — как будто полчаса, а внутри была мысль: „Я умираю прямо сейчас, еще секунда — и все закончится, помогите, я не хочу умирать“.

Примерно до 20 лет это чувство возникало очень часто — стабильно раза два-три в неделю — и могло длиться очень долго, заканчиваясь панической атакой. 

Страх обычно начинается с мысли о смерти, потом возникает стойкое ощущение, что я уже лежу в гробу или меня в него вот-вот положат, что жить осталось считаные секунды и скоро ничего не будет, а я ничего не могу сделать с этим.

Последний год я научилась отводить страх смерти от себя, а не погружаться в него, как раньше. Триггером для него и тогда, и сейчас остаются разговоры о смерти, обычные диалоги с кем-то, фильмы, даже книги. Как-то я полгода не могла дочитать „Странника по звездам“ Джека Лондона, потому что меня триггерили рассуждения главного героя о смерти. Похожее было, когда я смотрела „Фишера“, „Микки 17“ или пробовала читать „Всеобщую историю чувств“ Дианы Акерман. Для возникновения страха смерти вовсе не обязательно упоминать смерть в разговоре — можно подойти к этому косвенно, например через лекцию по астрономии, в которой говорится о масштабах Вселенной, или через обсуждение океана. В голове выходит цепочка: Вселенная огромная — люди маленькие — Вселенная и космос были всегда — мы здесь лишь на маленький отрезок времени — бум, приступ панической атаки из-за страха смерти.

Ян Вонк. Мертвые птицы, 1640–1662

В моем случае единственный способ бороться со страхом смерти — отгонять его и прятаться от триггеров. Например, если у меня возникает мысль о своей смерти, я стараюсь думать о чем-то хорошем, хоть о котятах или близких людях, мысленно проговариваю: „Все хорошо, мы живы, я не умираю“ — раз по двадцать, пока точно не успокоюсь

Говорить об этом мне не с кем, никто не понимает этого ощущения. Часто мне просто отвечают, что „это не скоро, зачем сейчас загоняться“ или „смерть неизбежна, чего из-за нее переживать“. Но в этом и суть: смерть неизбежна — оттого и страшно. Однажды я все-таки попыталась поговорить о своих чувствах с близкими мне на тот момент людьми, но они просто рассмеялись мне в лицо, а один из них сказал прямо: „Давай поговорим об этом, я хочу посмотреть, как ты задыхаешься от страха“.

Я научилась лучше скрываться — прячу эту фобию так же, как боязнь выступать на сцене, например. Умею в этом плане держать себя в руках, но никогда не бывала на похоронах: думаю, если я там окажусь, у меня откроется новый страх — потери близкого человека. Это может сильно повлиять на мое мировосприятие».

Как медиа формируют страх смерти

Йорис ван Сон. Аллегория человеческой жизни, 1658–1660

Уровень потребления медиаконтента растет с каждым годом — и вместе с ним на человека сваливается огромный объем информации, который может вызывать страх собственной смерти. Об этом говорит нейропсихолог Анастасия Черница: по ее словам, если раньше люди получали информацию дозированно, а о чужих болезнях и смертях узнавали от соседей или из редких новостных сводок, то сегодня «за пять минут скроллинга мы сталкиваемся с десятками историй о страданиях».

«Знакомые и незнакомые люди показывают в соцсетях борьбу с раком, переживаниями о потере близких, новостные каналы пестрят сообщениями о жертвах войн, катастроф и заболеваний. Ни дня не проходит без фонового напоминания о том, что в любую минуту жизнь может оборваться, — описывает медийные реалии Черница. — Со временем от этого и возникает этот липкий страх: „Вдруг следующим буду я?“»

По словам нейропсихолога, главную роль во влиянии медиа на наш страх смерти играют сопереживание и эмпатия, которые в том числе обеспечиваются работой зеркальных нейронов. Это клетки мозга, которые активируются не только когда мы сами что-то переживаем, но и когда наблюдаем за переживаниями других. Также несколько лет назад китайские ученые исследовали взаимосвязь активности потребления информации из СМИ и страха смерти на примере пандемии COVID-19. Они выяснили, что чем больше люди были вовлечены в медиапотребление, тем выше становился уровень их эмпатии (они сопереживали страданиям пациентов), что в свою очередь приводило к повышению беспокойства о своем здоровье и уровня страха смерти. 

Антонио де Переда. Vanitas, 1670

«Когда мы залипаем на случайный рилс*, где человек плачет, рассказывая о своем заболевании или потере любимого человека, в нашем мозге возникает схожая активность с той, если бы мы сами получили страшную новость, — объясняет нейропсихолог. — Мы будто бы примеряем эту новость на себя. Такая способность к эмпатии когда-то помогала выживать, но эволюция не предусмотрела, что мы будем по десять раз в день наблюдать чужие страдания через экран, причем часто смакуя мельчайшие подробности».

Якоб де Гейн. Vanitas, 1603

Исследования показывают, что именно конкретные примеры из реальной жизни, пусть даже на экране смартфона, могут усиливать как осознанные, так и бессознательные страхи смерти. «Когда мы читаем в газете сухую заметку „Женщина 35 лет скончалась от рака“, это вызывает один уровень беспокойства, — приводит пример Анастасия Черница. — Но, когда мы смотрим видео, где конкретная женщина смотрит в камеру заплаканными глазами, рассказывает про детей, показывает последствия химиотерапии, наш мозг не просто получает информацию, он ее проживает. И чем больше мы сами похожи на эту женщину (возраст, внешность, род деятельности), тем ярче будут наши эмоции и сильнее страх».

Кроме того, когда алгоритмы соцсетей показывают нам третью за день историю о молодой женщине с онкологией, амигдала, которая собирает сигналы о потенциальных угрозах, не «понимает», что это три разных случая из миллионов людей по всему миру. Она регистрирует сигнал потенциальной угрозы, и у нас закономерно появляется страх и ощущение, что болезнь и смерть подстерегают буквально на каждом шагу. 

А алгоритмы персонализации контента только усиливают эффект: стоит хоть раз задержаться на посте о трагедии, и уже совсем скоро лента превращается в беспросветный кошмар.

Черница обращает внимание, что это явление называется эвристикой доступности — когнитивным искажением, при котором мы обычно переоцениваем вероятность событий, о которых часто слышим. «Если в памяти всплывает много случаев, значит, событие кажется более вероятным, — объясняет простыми словами нейропсихолог. — Например, после серии новостей об авиакатастрофах люди начинают панически бояться летать, хотя статистически самолет остается самым безопасным видом транспорта».

Хендрик Андриссен. Vanitas, 1600

Наконец, даже просмотр фильмов и сериалов тоже может влиять на наш страх собственной смерти. К примеру, ученые исследовали влияние просмотра сериала «Клиент всегда мертв» про дисфункциональную семью, которая владеет и управляет независимым похоронным бюро в Лос-Анджелесе, на отношение студентов колледжа к смерти. После просмотра десяти эпизодов было зафиксировано увеличение уровня страха смерти у испытуемых. Но есть и любопытный нюанс: уменьшились страхи, связанные с тем, что станет с их телами после смерти. Экспериментаторы связывают это с показанным в сериале уважительным и заботливым отношением к телам умерших в похоронном бюро. «Однако важно понимать, что индивидуальный опыт и психическое состояние оказывают существенное влияние на силу страха смерти даже при одинаковом медиапотреблении», — напоминает психолог. 

«Страх смерти как комары, которые летают вокруг и кусают» 

Бартоломеус Брейн Старший. Vanitas, 1524
С.
32 года

 

«Первые воспоминания о страхе собственной смерти у меня появились в шесть или семь лет. Я помню, что тогда мы с семьей смотрели фильм „Блэйд“: там показали смерть персонажа Уистлера, и я как-то связал, что мама и папа тоже могут умереть. После просмотра я бился в истерике от всепоглощающей мысли, что мы все умрем. Мама меня тогда успокаивала фразой: „Да, но это же еще нескоро, все будет хорошо, не переживай“.

Сейчас мне 32 года, и о свой смерти я думаю не так много. Чаще всего мысль о ней возникала у меня пару лет назад, когда я ходил на терапию. Тогда я рефлексировал о своей бурной тусовочной молодости, о ситуациях, когда во время пьяного угара ты чудом избегаешь гибели.

Например, когда мне было 27 лет, мы очень много выпили с друзьями на день рождения. Когда я проснулся утром, увидел у себя порез на плече. Вспомнил, как получил его: лежал на полу, дернул рукой, разбил пивной стакан и порезался. Но это же состояние сильного опьянения: можно было упасть шеей на этот стакан, повредить сонную артерию — и до свидания. 

Ситуаций, которые могли бы обернуться случайной смертью, очень много — например, когда выбегаешь на проезжую часть во дворе.

Еще триггером мыслей о страхе своей смерти становятся новости о ребятах твоего возраста,  покинувших этот мир. В такие моменты вдруг думаешь: „А помнишь, у тебя была похожая ситуация, когда точно такое же могло случиться с тобой?“ В конце 2024 года у меня умер друг, которому было 34 года: во сне у него оторвался тромб. За пару дней до этого мы с ним мило переписывались о домашних животных, и вот я участвую в сборах на помощь его семье. Сразу начинаешь больше думать о здоровье, а страх смерти особенно сильно дает о себе знать — как тревожные комары из мультика „Big Mouth“, которые летают вокруг и кусают

Жан Кузен Старший. Ева — первая Пандора, 1550

Терапия помогла мне справиться с такими мыслями: буквально дала возможность если не потрогать этот страх, то хотя бы проговорить его. Я высказал его, много его там проплакал — и все это как-то вышло из меня. Ни с кем, кроме психолога, я это не обсуждал. 

Сейчас в плане страха перед смертью я выработал для себя такую мысль: как доктор Стрэндж говорил в „Эндгейме“, есть 14 миллионов вариантов развития событий, но мы побеждаем только в одном из них. 

Мне кажется, что где‑то там, за мной есть огромное количество мультивселенных, где я все-таки умер, но та, в которой я нахожусь сегодня и живу по сей день, — это та особенная, где продолжается жизнь.

Страх своей смерти научил меня проще реагировать на окружающие события — хоть и не всегда это получается. Я понимаю, что мы все успеем умереть, и ищу в этом вопросе какое-то просвещение и дзен. Надо, грубо говоря, больше трогать траву и дышать воздухом, а многие переживания насчет смерти на самом деле пустые, и приближать день Х вовсе не нужно. 

Но волк, который пугает, все равно рядом: родителям уже близко к семидесяти, и это такой возраст, когда приближается финальный акт в жизни. Это меня заставляет задумываться о том, что я последний человек в семейной иерархии: бабушки и дедушки давно покинули этот мир, дальше — родители, и после них я стану последним на очереди. Иногда кажется, что все это уже настолько близко, что скоро придется не кого-то хоронить, а про свои похороны думать».  

Как справиться со страхом смерти 

Давид Байи. Vanitas, 1650

Доула смерти и основательница просветительского проекта Death Foundation Саша Леа Адина отмечает, что страх смерти нельзя победить универсальным рецептом. Такой страх — это спектр от нормальной боязни на уровне инстинкта самосохранения, который помогает «не прыгать с крыш или перебегать МКАД», до фобий разного рода, которые во многом упираются в страх смерти. Бороться с ним доула предлагает в ситуациях, когда он начинает красть жизнь, а именно:

  • приводит к фоновой тревоге;
  • становится причиной панических атак при упоминании или мысли о смерти;
  • ограничивает свободу действий — например, путешествий из-за аэрофобии и страха погибнуть в авиакатастрофе.

«Как доула я очень много работаю со страхом смерти в разных частях этого спектра. Практика и опыт лекций в разных странах мира показывают, что базовая грамотность в вопросах смерти уже снижает уровень страха перед ней», — делится Саша Леа Адина.

Ян ван Кессель Старший. Vanitas, 1660-е

Страх смерти она предлагает представить как большой дом с призраками, где много темных комнат и к которому многим страшно даже приближаться, особенно в одиночку. «Метафорически работа со страхом смерти — это походить по дому с источником света и поразглядывать, что именно там вас пугает и насколько это действительно страшно, если познакомиться с этим поближе, — рассказывает доула. — Обычно страх становится меньше, когда у нас есть возможность узнать о его природе и наших с ним отношениях. Возвращаясь к метафоре с домом, можно сказать так: когда мы знаем, что находится внутри, в каждой комнате и каждом углу, становится уже не так страшно». 

Если речь идет не об остром состоянии страха, то Саша Леа Адина предлагает попытаться понять, что именно пугает человека в смерти — часто это чувство может сопровождаться страхом:

  • боли;
  • небытия;
  • возможности не успеть сделать то, что очень хочется;
  • отсутствия следа после ухода из жизни;
  • религиозных последствий — например, попадания в ад.

«За жизнь мы все передвигаемся по спектру, и в разное время можем бояться страха смерти больше или меньше. Это нормально, — говорит доула. — У нас есть гениальная лекция об этом, которая называется „Страх смерти. Инструкция по применению: как превратить страх смерти в жажду жизни“. В работе со страхом смерти важно понять, где я прямо сейчас в спектре, как я тут оказался(-ась) и какие способы справляться мне могут больше подойти при этой интенсивности».

Для этого Саша Леа предлагает оценить свой страх по шкале от 1 до 10 — от неприятных эмоций при мысли о смерти до панических атак при размышлении о смерти и фобии. Полученная цифра относится к одной из трех условных зон: зеленой (1–3), желтой (4–7) и красной (8–10), каждая из которых предполагает свой способ борьбы со страхом смерти.

Зеленая зона

Эверт Кольер. Vanitas, 1663

В зеленой зоне с большой вероятностью мы сможем самостоятельно работать со своим страхом смерти:

  • читать книги, например Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце»; 
  • подписываться на просветительские и исследовательские проекты о смерти и читать их контент;
  • слушать тематические лекции, смотреть сериалы, например «Умираю, как хочу секса»; 
  • сходить на death cafe — некоммерческие модерируемые мероприятия по всему миру, где собираются люди, чтобы поговорить о смерти.

Желтая зона

Ян Давидс де Хем. Vanitas, 1630

В желтой зоне можно делать все то же самое, но более бережно: 

  • дозированно погружаться в информацию о смерти;
  • брать паузы в потреблении контента; 
  • больше обращать внимание на то, как на нас воздействует разного рода информация: какая больше успокаивает, а какая, наоборот, вызывает больше тревоги. 

«Если вы понимаете, что без роста тревоги не получается подступиться к теме ни через один инструмент, заручитесь поддержкой помогающего специалиста — доулы смерти или психолога, — подсказывает Саша Леа. — Они обучены работать со страхом смерти и могут помочь регулировать глубину погружения, быть дополнительной опорой и использовать профессиональные методики».

Красная зона 

Эверт Кольер. Vanitas, 1669

В красной зоне стоит сразу начать с обращения к специалисту, чтобы он изначально помогал навигировать темп и глубину работы с темой и следил за динамикой. 

«В какой бы точке спектра вы ни находились, важно помнить, что бояться смерти и/или не мочь справиться с этим страхом в одиночку — это нормально. То, что вы задумываетесь о своих эмоциях по этому поводу, уже говорит о том, что вы на верном пути, — заключает доула. — Проявлять любопытство к смерти — тоже нормально: это классный антидот страху смерти, и оба этих чувства могут существовать параллельно».  

* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.

Расскажите друзьям