Потери

Родион Щедрин соединил классику с частушками и свободу с верностью. Вот его биография

Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС
В возрасте 92 лет умер Родион Щедрин ― один из самых значимых композиторов второй половины XX века, автор более 100 произведений, пианист и педагог. Он на 10 лет пережил свою музу и супругу балерину Майю Плесецкую. Собрали основные моменты его биографии и реакцию музыкального сообщества.

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве и с самого детства был окружен музыкой. Его отец Константин Михайлович был композитором и музыкальным педагогом, а мать Конкордия Ивановна работала в планово-экономическом отделе Большого театра. В доме часто звучали музыкальные произведения инструментального трио в составе отца и двух старших братьев Родиона.

В детстве будущий композитор часто посещал деревню Алексино, где жила его бабушка. Именно там он впервые услышал пение профессиональных плакальщиц, что произвело на него глубокое впечатление и стало важным источником вдохновения. Позже он вспоминал:

«Я с первых шагов слышал подлинные образцы фольклора — и пастухов, и плакальщиц… И хороводы тогда еще водили, и частушки пели».

Впрочем, в юные годы Щедрин особого интереса к музыке не проявлял. По его воспоминаниям, азы фортепиано он освоил благодаря уловке отца: тот обещал брать мальчика на рыбалку после занятий музыкой.

В мае 1941 года Родион поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. Чайковского. Но обучение пришлось прервать из‑за войны: семью эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара). Мальчик дважды пытался попасть на фронт, но его возвращали домой благодаря усилиям его дяди, который занимал крупный пост.

«Я дважды бегал на фронт и как‑то… Хотел воевать. Немножко даже понюхал все это. Но каждый раз благодаря брату моей мамы, который был крупным ученым, энергетиком, [меня отправляли домой]. <…> Он рассылал мои фотографии, чтобы меня вернули. И меня в арестантском вагоне привезли с моим товарищем, потому что мы бежали вдвоем».
Родион Щедрин в интервью Владимиру Познеру в 2012 году

Весной 1943 года семья вернулась в Москву, и Родион продолжил обучение в Центральной музыкальной школе, но через год был отчислен из‑за драки. После этого он поступил в Московскую хоровую школу, которую окончил в 1950 году. Затем юноша обучался в Московской консерватории сразу на двух факультетах — композиции у Юрия Шапорина и фортепиано у Якова Флиера.

В 1954 году, будучи 22-летним четверокурсником, он написал первый концерт для фортепиано с оркестром. Тогда страх начал постепенно уходить из страны, появлялось ощущение свободы, и это отразилось в музыке Щедрина, которого относят к поколению шестидесятников. В своем первом большом произведении композитор ввел в классическую музыку частушки, что многим показалось слишком дерзким. Но яркое сочинение привлекло внимание в музыкальных кругах, его исполнили на пленуме Союза композиторов СССР, а вскоре Щедрина приняли в композиторскую организацию без подачи им заявления.

В 1955-м Родион окончил консерваторию с отличием по обоим направлениям. В том же году произошло еще одно важное событие в его жизни: он познакомился с Майей Плисецкой на вечере, организованном Лилей Брик, и был поражен ее красотой:

«Майя внешне была чрезвычайно притягательна! Роскошные бронзово-рыжие волосы. <…> И меня дразнили „рыжий, рыжий, конопатый“. Так что мы были одной масти».

Однако их отношения начали развиваться позже, в 1958 году, когда композитор попросился посмотреть репетицию балета «Конек-горбунок». Плисецкая исполняла в постановке главную роль, а Щедрин писал для нее музыку. В том же году они поженились и прожили вместе до смерти Майи в 2015 году. Их брак оказался одним из самых крепких и трогательных в мире искусства. Щедрин говорил:

«Я бесконечно рад тому, что моя жизнь — жизнь счастливого человека. У меня была великая жена, с которой у меня были исключительные отношения. Мы понимали друг друга с полуслова. Я отношу это главным образом к ее характеру, к ее терпимости. Я был счастлив с ней безмерно, бесконечно».
Видео: Первый канал

Первый крупный балет композитора ― «Конек-горбунок» ― был представлен в 1960 году и сразу обозначил самобытный почерк Щедрина, сочетающий сказочность, драматизм и ритмическую свободу.

Свое самое известное произведение — балет «Кармен-сюита» — Щедрин создал всего за 20 дней в 1967 году. В этом произведении он переработал музыку Бизе, заменив традиционный симфонический оркестр камерным составом струнных. Этот балет (как и многие другие его работы) стал настоящим посвящением Майе Плисецкой: его партитура создавалась так, чтобы максимально раскрыть хореографические возможности примы.

Всего Щедрин создал более 100 произведений, в которых часто обращался к сюжетам русских писателей. Среди самых известных ― балеты «Чайка», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», оперы «Очарованный странник», «Мертвые души» и «Лолита», поставленная в шведской Королевской опере в Стокгольме. Произведения Щедрина звучали не только с театральных подмостков, но и с кино- и телеэкранов. Он написал музыку к фильмам «Высота», «А если это любовь?», мультфильмам «Колобок» и «Петушок — Золотой гребешок».

«При советской власти деньги можно было заработать только киномузыкой. Я получил за оперу „Мертвые души“ — гигантскую работу — 80 тыс. рублей. Они все ушли на банкет в „Интуристе“, который устроил я для всех участников — 550 человек. На серьезную музыку было не прожить. Шостакович же не зря написал музыку почти к 40 фильмам».
Щедрин в интервью «Комсомольской правде» в 2007 году

Щедрин был удостоен множестваОдно их перечисление заняло бы пару-тройку абзацев. наград. Долгое время он возглавлял Союз композиторов, а недавно в Алексине, где Родион провел юность, решили открыть посвященный ему музей. В последние годы Щедрин жил в основном в Германии, но продолжал подчеркивать, что он русский композитор:

«Россия — моя Родина, мой дом. Быть русским композитором — моя данность, моя культура, мой язык, моя ментальность, мои родители, мои истоки. Это все вместе с кровью моей матери — мое! А в Мюнхен жизнь меня привела, там находится мое музыкальное издательство Schott Music».

Это отразилось и на совместном завещании Щедрина и Плисецкой. Оба предпочли кремацию, и после смерти второго партнера попросили соединить их прах и развеять над Россией. Генеральный секретарь международного фонда имени артистов пообещал, что просьба будет выполнена. Дата церемонии пока не назначена.


Богдан Королек

Балетный критик, помощник худрука театра «Урал Опера Балет»

«Он вправду был большущий композитор. Мало кто так слышал большой оркестр, работал с длинным временем (три часа „Музыкального приношения“) и чувствовал большую театральную сцену, особенно балетную, во времена, когда вообще перестали понимать, что и как сочинять для балета. „Кармен-сюиту“ любят все, „Анну Каренину“ побаиваются и ставят реденько, „Чайку“ и „Даму с собачкой“ еще расслышат, уверен».

Светлана Безродная

Народная артистка России, основательница «Вивальди-оркестра»

«Ушел еще один колосс великой эпохи. Трудно говорить, трудно осознать. Но этот уход на самом деле не уход. Родион Константинович при жизни уже был в вечности. Ибо вечна его музыка, вечен тот горизонт, к которому он приблизился давным-давно, в расцвете своих сил».

Рашид Калимуллин

Председатель правления Союза композиторов России

«Это был очень русский композитор. У него яркий, броский, темпераментный музыкальный язык. „Озорные частушки“, Фортепианный концерт, который я полюбил, еще будучи молодым, „Кармен-сюита“… В „Кармен-сюите“ он оркестровал многие темы из оперы Бизе, и мы изучали это в колледже — мне так нравилось, как он это сделал, как он преподнес этот материал!»

Оксана Карнович

Заведующая Музеем-квартирой Майи Плисецкой

«20 ноября — 100 лет со дня рождения его супруги, великой балерины, народной артистки СССР Майи Плисецкой… Он будет отмечаться уже без него. Теперь Родион Константинович и Майя Михайловна вместе».

Расскажите друзьям