Ввоз многих иномарок в Россию может подорожать из-за новых правил расчета утильсбора. Ожидалось, что изменения вступят в силу 1 ноября, но точная дата пока не определена. Разбираемся, что такое утильсбор, как он влияет на стоимость автомобиля и что известно о грядущих изменениях.
Что такое утильсбор и зачем он нужен
Утильсбор — это плата, которую взимают за каждое произведенное в России или ввезенное в страну колесное транспортное средство1. Его ввели, чтобы возместить стоимость утилизации автомобилей: когда машина отслужит свое, ее разберут на запчасти и переплавят в металл, из которого потом сделают новый автомобиль или бытовой прибор. Идея в том, что утилизацию оплачивают еще при покупке — как авансовый платеж за будущую переработку.
Деньги поступают в бюджет страны. Помимо компенсации расходов на утилизацию, этот платеж влияет на рыночную стоимость: когда ставки меняются, корректируется и цена импортных машин.
Платить утильсбор обязаны три категории лиц1:
- Производитель автомобиля в России — до того, как машина поступит в продажу.
- Импортер — до таможенного оформления ввоза.
- Владелец — если импортер, производитель или предыдущий собственник не уплатил сбор.
Для покупателя важно понимать последний пункт: если вы приобретаете автомобиль, который ввезли с нарушениями или недоплатой, требование об уплате недостающей суммы может прийти уже вам.
Как рассчитывается утильсбор сейчас
Размер утилизационного сбора рассчитывают как произведение базовой ставки и коэффициентов, которые устанавливает Правительство РФ2. Коэффициенты зависят от нескольких параметров: возраста автомобиля, объема и типа двигателя, а также от того, кто и для каких целей ввозит машину. Для большинства покупателей ключевое различие — между льготным и коммерческим утильсбором.
Льготный утильсбор применяют к машинам, которые частные лица ввозят для себя. Сейчас для автомобиля с объемом двигателя до трех литров ставка составляет 3 400 рублей для машин возрастом до трех лет и 5 200 рублей для тех, что старше. Условия: автомобиль нельзя продать или подарить в течение года после ввоза, и нельзя ввезти еще одну машину в этот период. Если владелец нарушит правила, утильсбор пересчитывают по коммерческим ставкам и доначисляют разницу.
Коммерческий утильсбор платят компании-импортеры и те, кто ввозит автомобили для перепродажи. Здесь суммы значительно выше. Например, для легковых автомобилей до 3 лет:
- с двигателем до 1 литра — 180 200 рублей в 2025 году;
- от 1 до 2 литров — 667 400 рублей;
- от 2 до 3 литров — 1 875 400 рублей;
- от 3 до 3,5 литров — 2 153 400 рублей.
Все эти ставки будут расти ежегодно на 10–20% вплоть до 2030 года3.
Разница между льготной и коммерческой ставкой огромна: одна и та же машина при ввозе для себя обойдется в 3 400 рублей утильсбора, а при ввозе для продажи — в сотни тысяч или миллионы.
Кто может не платить утильсбор
Утилизационный сбор в России взимают не со всех автомобилей. Законодательство предусматривает несколько категорий, которые освобождены от этого платежа1:
- Беженцы, вынужденные переселенцы и участники государственной программы по добровольному переселению соотечественников.
- Посольства, консульства, международные организации и их сотрудники.
- Владельцы автомобилей старше 30 лет, отреставрированных до оригинального состояния, если их не используют в коммерческих целях.
- Владельцы машин не старше трех лет, ввезенных и используемых в Калининградской области.
- Те, кто временно ввозит автомобиль в Россию на срок до года.
- Владельцы транспортных средств, паспорт которых выдан до 1 сентября 2012 года.
Во всех этих случаях нужно подтвердить документами право не уплачивать сбор. Для автомобилей старше 30 лет достаточно бумаг, где указан год выпуска. Для машин беженцев и переселенцев нужны документы об участии в соответствующих программах. Для жителей Калининградской области — паспорт с пропиской в регионе.
Что меняется с 1 декабря 2025 года
В сентябре Минпромторг опубликовал проект нового метода расчета утильсбора4. Ключевое изменение: к существующим критериям (объему и типу двигателя, возрасту автомобиля) добавляется еще один параметр. Теперь учитывается также мощность. Предполагалось, что изменения в расчетах утильсбора вступят в силу 1 ноября 2025 года.
Льготный утильсбор сохранится только для автомобилей, которые одновременно соответствуют двум условиям: объем двигателя до трех литров и мощность не выше 160 лошадиных сил. Для электромобилей и последовательных гибридов порог ниже — 80 л.с.
Все, что мощнее этих показателей, автоматически попадает под коммерческий утильсбор, даже если это автомобиль для личного пользования. Речь идет о суммах от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей.
Порог в 160 лошадиных сил отсекает значительную часть машин, которые до этого можно было ввозить по льготной ставке. Сюда попадают минивэны с дизельными двигателями объемом 2–2,5 литра, популярные кроссоверы, многие седаны бизнес-класса и большинство электромобилей. Формально объем двигателя у них невелик, но мощность превышает установленный лимит.
Для примера: семейный минивэн с дизельным мотором 2,2 литра обычно выдает около 200 л.с. До ноября такой автомобиль можно ввезти за 5 200 рублей утильсбора. После введения новых правил сумма вырастет почти до 3 млн рублей, что делает частный ввоз подобных машин экономически нецелесообразным.
Доступными для частного импорта остаются компактные автомобили с небольшими двигателями: городские хэтчбеки, бюджетные седаны, некоторые кроссоверы с моторами до 1,5–2 литров и умеренной мощностью. Это в основном машины начального и среднего ценового сегмента.
Изменения коснутся и коммерческого утильсбора — ставки тоже вырастут, но не так радикально. Для автомобилей, которые импортируют компании или перекупщики, увеличение составит десятки тысяч рублей, что на фоне общей стоимости растаможки не так критично.
Хаос с отсрочкой: что происходит

Проект новых правил расчета утильсбора опубликовали 12 сентября4, а вступить в силу они должны были 1 ноября. Учитывая, что средний срок доставки авто из-за границы и его таможенное оформление занимает от одного до трех месяцев в зависимости от страны отправления, многие покупатели оказались в подвешенном состоянии: машины уже оплачены и находятся в пути, но непонятно, по каким ставкам придется платить утильсбор.
Общероссийская организация «Деловая Россия» обратилась к первому вице-премьеру Денису Мантурову с просьбой рассмотреть возможность отсрочки вступления в силу новых правил5.
«Поскольку с форс-мажорной задержкой в доставке столкнулись и те граждане, которые оплатили автомобиль до объявления о готовящихся изменениях, просим Вас, Денис Валентинович, рассмотреть возможность отсрочки вступления данной меры на срок, необходимый для завершения оформления таможенных процедур покупателями, совершившими свои сделки в августе — октябре 2025 года», — говорится в обращении5.
Денис Мантуров на пленарном заседании Госдумы заявил, что поручил Минпромторгу рассмотреть возможность переноса срока введения новых правил на месяц6.
«Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант», – отметил Первый заместитель Председателя Правительства РФ, добавив, что «мы, естественно, не создадим сложности для населения» 6.
31 октября Минпромторг объявил окончательное решение: новые правила вступают в силу 1 декабря 2025 года вместо 1 ноября⁷. Соответствующее постановление подписано и опубликовано8.
«Такое решение позволит завершить процессы доставки в рамках действующих заказов по текущим правилам», — отметили в ведомстве⁷.
При этом министерство предупреждает: при планировании новых заказов на зарубежные автомобили теперь необходимо учитывать предлагаемые изменения в расчете утильсбора⁷.
Что делать покупателям

Анонс изменений спровоцировал ажиотажный спрос. В октябре продажи новых автомобилей подскочили на 35% — до 165,7 тысяч штук9. Покупатели пытались успеть до подорожания. Скидки на рынке практически исчезли, многих моделей уже не хватает.
После 1 декабря популярные автомобили из Китая, Южной Кореи и Японии подорожают на 1–2 миллиона рублей, а некоторые — и больше10. Семейные минивэны с дизельными моторами, кроссоверы среднего класса, мощные седаны — все, что превышает лимит в 160 л.с., перестанет быть доступным для частного импорта. Раньше такие машины можно было ввезти по льготному утильсбору, теперь придется платить сотни тысяч или миллионы.
Ввозить их, конечно, по-прежнему можно — но по коммерческим ставкам, которые делают частный импорт экономически бессмысленным. Остаются две опции: либо покупать компактные модели мощностью до 160 л.с., для которых сохраняется льготный утильсбор, либо сразу закладывать в бюджет новые расценки.
Если вы только планируете заказ мощного автомобиля, рассчитывайте на коммерческие ставки. Успеть до 1 декабря уже нереально: доставка и таможенное оформление занимают минимум месяц, а чаще — два-три. Плюс очереди и возможные задержки.
Источники
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025). Статья 24.1. Утилизационный сбор
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 15.07.2025) "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
- Постановление Правительства РФ от 13.09.2024 N 1255 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
- Проект 160081: О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов URL: https://regulation.gov.ru/projects/160081/ (дата обращения: 24.10.2025).
- "Деловая Россия" попросила отсрочить вступление нового утильсбора на автомобили // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/25335861 (дата обращения: 24.10.2025).
- Денис Мантуров ответил на вопрос депутатов Государственной Думы об утильсборе // Государственная Дума URL: http://duma.gov.ru/news/62230/ (дата обращения: 24.10.2025).
- Срок вступления в силу новых правил расчёта утильсбора на легковые автомобили будет перенесён на декабрь // Минпромторг России URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/eb8eeff0-6076-495b-bbee-6dfb1f787a33 (дата обращения: 10.11.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № 1713 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291"
- Продажи новых машин в октябре стали рекордными в этом году // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/8180670 (дата обращения: 10.11.2025).
- Какие авто остаются, какие уходят: новый утильсбор изменит рынок импорта // РБК URL: https://prim.rbc.ru/prim/22/10/2025/68f81d769a7947ffb1456cda (дата обращения: 10.11.2025).
