© Leo Kwan
Вы идете по привычной улице, и вдруг взгляд цепляется за фасад. На нем — не реклама, не объявление, не случайная надпись, а огромное изображение — мурал. Разбираемся, зачем художники превращают стены домов в полотна, как отличить мурал от граффити и почему этим явлением интересуются урбанисты.

Что такое муралы: простыми словами

Мурал (от испанского mural, «настенный») — это монументальная живопись, созданная на стене здания. В отличие от граффити, муралы масштабные, имеют художественную концепцию и, как правило, выполняются легально, по согласованию с владельцами зданий и городскими властями.

Если говорить простыми словами, то это большие картины на фасадах, созданные профессиональными художниками и предназначенные для публичного восприятия. Их цель — не только украсить улицу, но и передать идею: социальную, культурную, историческую или эстетическую.

От пещер к мегаполисам: как возникли муралы

Истоки муралов — в наскальных рисунках первобытных людей, таких как росписи в пещере Ласко во Франции (около 17 тыс. лет назад). Однако в современном смысле настенная живопись как общественное искусство начала развиваться в XX веке в Мексике. Именно там, после революции 1910 года, художники Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос стали создавать масштабные росписи на государственных зданиях. Этот стиль получил название мексиканский мурализм. Его задача была в том, чтобы сделать искусство доступным, внести в него политический и социальный контекст.

С тех пор муралы стали появляться в разных странах, отражая дух времени, местные традиции и глобальные проблемы.

Как создаются муралы: поэтапно

Процесс создания мурала — это не импровизация, а тщательно спланированная работа. В нее входит:

  1. Выбор и подготовка стены. Поверхность очищают от грязи, трещин, старой краски. При необходимости — штукатурят и грунтуют.
  2. Разработка и утверждение эскиза. Художник предлагает идею, которую согласуют с заказчиком или городскими властями.
  3. Перенос эскиза на стену. Используются проекционные установки, сетки или контурные разметки.
  4. Нанесение краски. В зависимости от техники применяются кисти, валики, аэрозольные баллончики, трафареты.
  5. Защитное покрытие. Завершающий слой лака защищает изображение от погодных условий и выцветания.

Основные техники

  • Фреска — краска наносится по свежей штукатурке, что обеспечивает прочность. Метод известен со времен античности.
  • Аэрозоль — наиболее распространенный способ в уличном искусстве; используется для ярких, контрастных изображений.
  • Трафареты — позволяют создавать повторяющиеся элементы или детализированные контуры.

Тематика муралов

Темы муралов разнообразны

  • Социальные — поднимают важные общественные вопросы (экология, права человека, бедность).
  • Исторические и патриотические — изображаются знаковые личности, сцены из прошлого.
  • Эстетические — созданы ради визуального удовольствия, без явного месседжа.

Муралы в России

Российские города стали активно использовать муралы как инструмент преображения городской среды с начала 2010-х годов. Особый импульс дало развитие программ благоустройства и интерес к уличному искусству как к способу «оживить» фасады, привлечь внимание к локальной истории или просто визуально обновить пространство.

Наиболее активно муралы в России появляются в рамках городских фестивалей и художественных инициатив. Например, фестиваль «Стенограффия» (Екатеринбург). Проводится ежегодно с 2010 года. Это крупнейший фестиваль уличного искусства в стране. За время его существования создано более 200 муралов, не только в Екатеринбурге, но и в других городах России. Темы варьируются от локальной истории до социальной критики.

Еще одно яркое событие — стрит-арт-фестиваль «Место» (Нижний Новгород). Проект включает создание муралов на стенах старинных зданий в исторической части города, а также уличные перформансы, городские интервенции. Отличается необычным подходом: художники изучают исторический контекст и ссылаются на него в работах.

Федеральная программа поддержки уличного искусства, запущенная в 2021 году, также предполагает развитие искусства «преображения стен». Она про интеграцию традиционных ремесел и культурных символов в облик городов. Муралы создаются по всей стране: от Калуги до Якутска.

Точное число муралов в России трудно зафиксировать из-за отсутствия единой базы данных. Однако, по примерным оценкам на 2024 год, их насчитывали более 1 000.

Самые известные

  1. Мурал «Король и Шут», Новосибирск. В ноябре 2023 года на фасаде центра дизайна «Мельница» в Железнодорожном районе Новосибирска появился мурал, посвященный 35 ‑ летию группы «Король и Шут». Его высота — 32 метра; площадь — около 500 кв. м. Этот мурал часто называли «самым большим в России». Позднее было принято решение убрать его, и даже объявили конкурс на новое произведение, которое займет его место.
  2. «Я могу дышать», Казань. Мурал длиной 183 метра создан на фасаде многоуровневого паркинга. Высота композиции меняется: от 1,5 до 16 метров на разных участках стены. Площадь превышает 1000  кв. м (в некоторых источниках) — таким образом, это крупнейшая по протяженности композиция в Казани. Автор — художник Рустам Кубик (QBic), эскиз выбирали с помощью голосования среди жителей района. Мурал носит символический характер: тема мечты о космосе, дыхания, вдохновения.
  3. «Счастливый Тукай», Казань. Появился летом 2020 года. Это портрет татарского поэта Габдуллы Тукая . Его особенность — техника точечного рисунка, автор — Дамир Bozik.
  4. «Творец», Казань. В 2020 году в честь 100‑летия Татарстана на стене Института международных отношений КФУ появился мурал с образом татарского ремесленника. Он был реализован как культурный подарок и стал заметным объектом в городской среде.

Одним из свежих примеров стал мурал на фасаде бизнес-центра P.A.N.G.A.E.A. в Таганском районе, выполненный по эскизу главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Работа отсылает к образам русского зодчества: стилизованные арки, узоры, мотивы деревянного домостроения и древних храмов — все это интегрировано в современную архитектурную плоскость городского фасада. Мурал был создан в октябре 2024 года и стал частью официальной программы по оформлению зданий в центральных районах. 

Важно и то, что изображение появилось не в спальном районе, а в центре города, вблизи крупных транспортных и деловых узлов. Это подчеркивает стремление сделать уличное искусство частью городского ландшафта, а не только украшением периферийных кварталов.

Муралы мира

Во всем мире муралы — это культурный феномен. В Лондоне и Берлине они стали частью постиндустриального пейзажа. В Бразилии, особенно в Сан-Паулу, они выполняют социальную функцию. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе муралы часто создаются в рамках программ городского развития.

Это не просто украшение. Они:

  • оживляют серые кварталы;
  • повышают привлекательность района;
  • привлекают туристов;
  • формируют идентичность места;
  • создают культурную среду, доступную каждому.

Исследования показывают, что районы с муралами демонстрируют рост локальной активности и улучшение социального климата. Это особенно важно в депрессивных и постиндустриальных локациях.

Расскажите друзьям