Все выкладывают фото десятилетней давности. Что происходит?
Уснули 31 декабря 2025-го, а проснулись… 1 января 2016-го. Уже в первый день года некоторые пользователи соцсетей открыли ностальгический тренд и опубликовали собственные фото десятилетней давности. Постепенно подключились знаменитости: Ким Кардашьян, Кайли Дженнер, Хейли Бибер, принц Гарри и Меган Маркл, Селена Гомес, Энн Хэтэуэй, Дуа Липа, — все они залезли в архивы и поделились снимками с подписчиками.
К середине месяца ностальгический флешмоб окончательно докатился до России: в прошедшие выходные многие звезды и инфлюэнсеры поддержали его — кадры из 2016-го опубликовали Ксения Собчак, Оксана Самойлова, Юлия и Анна Пересильд, Виктория Боня, Ирина Шейк, Мария Миногарова, Алена Шишкова, Эльдар Джарахов и другие.
Некоторые просто поддерживают тренд и вспоминают личные события того года: от частых путешествий по Европе и поступления в университет до рождения детей и крупных карьерных достижений. Но глобально идея «вернуть 2016-й» возникла как часть «Великой перезагрузки мемов» (Great Meme Reset): пользователи заметили, что 2025-й был беден на интересные яркие мемы — мы лишь погружались в пучины брейнрота, начиная со странных сгенерированных животных и заканчивая просто цифрами 6–7.
Тиктокер @joebro909 был в числе первых, кто предложил «Перезагрузку»: еще в марте он обратил внимание, что шутки в интернете уже не работают как раньше — теперь появляются не долговременные приколы, а микромемы, которые мгновенно устаревают. Правда, он в скетче предложил радикальный способ решения «мемной засухи»: стереть все существующие шутки и начать заново. Это как минимум невозможно, так что пользователи соцсетей решили просто выбрать наиболее значимый год и откатить все к нему.
В итоге виртуальную машину времени запрограммировали на 2016-й, который оказался важной вехой. В тот год все играли в Pokémon Go, снимали Water Bottle Flip Challenge и Mannequin Challenge под трек Rae Sremmurd «Black Beatles», дэбали, пересылали друг другу мемы «Дратути», «This Is Fine» и «Денег нет, но вы держитесь».
В том же году зрители радовались за Леонардо Ди Каприо, получившего первый «Оскар», Португалия впервые в истории выиграла чемпионат Европы по футболу, вышел первый сезон «Очень странных дел» и мультфильм «Моана».
Соцсети были другими: TikTok еще не появился (по крайней мере, в том виде, в котором мы сейчас его знаем), зато мы массово примеряли маску собаки с высунутым языком из Snapchat и пользовались инстаграмными* фильтрами «Рио» и «Валенсия».
Отдельную ностальгию вызывает музыка 2016-го: среди русскоязычных хитов того времени — «Экспонат» группы «Ленинград», «Выпускной (Медлячок)» Басты, «Дисконнект» Элджея и Кравца. Хорошо узнаваемы и зарубежные треки, вирусившиеся в то время.
Макияж был далек от стиля clean girl: в моде скульптурные темные брови, обилие тонального крема и консилера, смоки-айс, выраженные скулы и четко очерченная линия губ. И да, это повседневная версия!
Но не обошлось и без обманок от памяти: некоторые блогеры замечают, что часть снимков, опубликованных под хештегом «2016», относится к более раннему времени — например, расцвету Tumblr-эры, который пришелся скорее на 2012–2013 годы.
Почему мы ностальгируем по 2016-му?
Еще недавно все просили вернуть 2007-й, почему теперь мы ностальгируем по событиям десятилетней давности? Краткий ответ: цикл ностальгии сократился. Одна из причин процесса состоит в ускорении потребления информации: ее так много, что новый мем становится древним через неделю после появления. Конечно, манекен-челлендж и спиннеры кажутся нам ужасно далекими, ведь мы имели с ними дело миллион единиц контента назад.
К тому же это время кажется нам насыщенным на приятные события, беззаботным и безопасным. Тогда никто не мог даже предположить, что спустя четыре года неизвестный вирус заставит весь мир сидеть по домам, а потом произойдет череда других ужасных событий.
Проще было и жить, и вести соцсети: они позиционировались как место, где каждый может в моменте делиться событиями с друзьями, ставя эмоции на первое место, а погоню за лайками — уже на следующее. Кейт Кеннеди, автор книги «Один из миллениалов», добавляет, что именно в 2016 году инстаграм* стал тестировать нехронологическую ленту: алгоритмы начали решать, что мы видим и, как следствие, сколько времени проводим онлайн, потому что релевантный контент подсаживает нас на крючок интереса. Получается, в какой-то мере 2016-й был последним годом «спокойного» интернета, который теперь легко романтизировать.
* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.




