В последнее время в сети зарождается много антинефорских трендов. Недавно пользователи травили подростков, носящих сумки с фандомными значками и снимали на видео незнакомцев с нестандартным стилем. Теперь тиктокеры заговорили о страхе родить неформала. «Если мой ребенок не будет нормисом, он пойдет ***** [на фиг]», — пообещала @lerkkkk21 в одном из многочисленных роликов на эту тему. Она также порадовалась, что ее маме повезло иметь дочку-нормиса, и призналась, что обходит представителей современных субкультур стороной. Авторы других роликов разыгрывали сценки, в которых выкидывали из дома вещи несуществующего неформального ребенка, называли его позором семьи и осыпали матерными оскорблениями.
Большинство комментаторов подобных роликов выражали уверенность в том, что надо бояться воспитать не нефора, а маньяка, домашнего тирана или просто хулигана. Многие настаивали: человеку вообще не стоит заводить детей, если он беспокоится, что они ему не понравятся. Ведь готовность столкнуться с тем, что сын или дочь не оправдают ожиданий, — основа здорового родительства. Подавление самовыражения в обсуждении сравнивали с уничтожением личности. Кто-то иронично заметил, что все резко забыли, как еще недавно сами были эмо и готами. Впрочем, некоторые поддержали авторов осуждающих видео и посоветовали перевоспитывать юных субкультурщиков боксом или отправкой в суворовское училище.
Нефоры ответили хейтерам волной зеркальных роликов. В них они шутили, что боятся родить нормисов. «Я надеюсь, он вырастет личностью, хотя бы раз проживет период панка — а он просто станет серой массой?! Представляете, если он ни разу не купит себе чокер или не обесцветит себе волосы?» — иронизировала @laaaittek. Другие пародировали оппонентов, утрируя их аргументы. К примеру, сводили боязнь родить ненормиса к страху общаться с самостоятельным человеком, а не послушной куклой, и любить его даже с крашеными волосами. «Я как мать буду довольна, если он будет просто здоровым нормальным членом общества. Все. Мне большего не нужно. Я себе не игрушку рожаю, подружку, кентярика», — высказалась @dinusyech.
Что о тренде думают психологи

«Желание выглядеть неформально идет от потребности выделиться, обратить внимание сверстников и родителей и получить от них признание. Через внешние модификации, например пирсинг или окрашивание волос, ребенок проявляет свою взрослость и самостоятельность. Бороться с этим не стоит, потому что так вы вступите на тропу борьбы и окажетесь оппонентами с подростком, а вам нужно сохранить с ним хорошие отношения. Выход — понять, почему сын или дочь хотят так выглядеть и вести себя, к какому течению они принадлежат. Не критиковать, не осуждать, уж тем более не запрещать, потому что запретный плод сладок.
Неформалами часто становятся дети из двух типов семей: гиперопекающих, в которых не получается принимать самостоятельные решения, либо, наоборот, безучастных. В первом случае неформальность становится способом отстоять автономию и заявить о своих хотелках, во втором — попыткой привлечь к себе внимание.
Для тревожных родителей, воспитанных в культуре стыда, контроль над внешностью ребенка — это способ снизить собственную тревогу и страх осуждения. Им страшно, что кто-то скажет, что они как мама или папа не справились со своей ролью и вырастили чудо-юдо. Еще кажется, что подросток-неформал обязательно вырастет наркоманом или безработным, что он — сплошная неизвестность. В контроле над внешностью родители видят гарантию его «правильного» будущего: получения высшего образования, хорошей работы и семьи. Субкультурность же ощущается сходом с безопасного пути, нарушающим логичный жизненный сценарий.
Есть классный способ, как направлять энергию подростка в безопасное русло, — разрешить ему сделать ремонт в комнате. Пусть лучше он покрасит стены в черный и поставит странную мебель, чем решится на потенциально опасные эксперименты со внешностью».

«Попытка бороться с неформальностью почти всегда оборачивается не тем, чего ждут родители, а разрывом контакта и доверия. Подростковый возраст — важнейшее время поиска себя, когда личность меняется и отделяется от семьи. Внешность, стиль, субкультуры становятся языком этого поиска. Через одежду и цвет волос подросток говорит: „Я другой, я отличаюсь, но я хочу быть принят“. Когда взрослый начинает этому противиться, подросток слышит не „мне не нравится прическа“, а „мне не нравится, кто ты“. Я верю, что ключевая задача для родителей подростка — не воспитание, а сохранение доверия, ведь его потерю во взрослом возрасте будет сложно восстановить. Никакие эксперименты со внешностью не стоят утраты этого контакта. Именно он поможет подростку обратиться за помощью к родителям, если он попадет в опасную ситуацию.
Часто внешность становится маркером „кому я принадлежу“. Для подростков контакт с ровесниками стоит на первом месте, а стиль помогает, с одной стороны, подчеркнуть индивидуальность, с другой — найти свою стаю. Неформалы — очень крутые, они смело заявляют об индивидуальности, меньше боятся осуждения по сравнению с теми, кто хочет быть похожим на условную норму.
Родителями, не принимающими своих неформальных детей, часто движет страх: что, если моего ребенка отвергнет общество, из-за внешности у него что-то пойдет не так? Глубже спрятан страх и стыд за себя: что, если меня не примут вместе с моим ребенком? Если родителю самому сложно выделяться и справляться с осуждением, ему важно работать со своей тревогой и стыдом, а не разрушать отношения с подростком. При этом иногда страх обоснован, когда речь идет о рискованных компаниях, вредящих жизни и здоровью ребенка».

