Мнение

Если я еще раз увижу заголовок «Зумеры придумали новый тренд», я буду кричать

Однажды бумерские телеграм-каналы и медиа придумают новый заход, кроме «зумеры изобрели». Но не сегодня. По крайней мере, так считает редактор «Афиши Daily» Аля Александрова.

Зумер ли я ленивый или право имею?

Меня зовут Аля, я родилась в 1999 году и, согласно теории поколений, могу относиться к зумерам. Сама теория даже не научная: в 1991 году ее придумали американский писатель Уильям Штраус и популяризатор науки Нил Хоу. Математика авторов простая: поколения сменяются каждые 20 лет, и у них всех есть общий габитус. Четкого разграничения, когда начинается одно поколение и заканчивается другое, авторы не предложили. 

В зависимости от исследователей и методологии зумерами (опять же, американскими) могут считать людей как 2004-го, так и 1994 года рождения. Маркетинговые отчеты определяли их как первое поколение, которое росло в обнимку с цифровыми технологиями и полностью сформировалось благодаря им. Поэтому двадцатилетние проводят большую часть времени онлайн, хорошо ориентируются в фрагментированном цифровом пространстве и любят видеоконтент. А еще берегут свои личные границы и переживают за справедливость. Зумеры казались диковинными зверями: никто из взрослых понятия не имел, как им продавать, как с ними общаться и что же делать, когда они выйдут на рынок труда.

Все стало только хуже, когда в 2019 году у зумеров появился тикток. Это что, площадка только коротких видео, которые нужно постоянно листать? Подростки там танцуют и живут своей жизнью? О, смотрите, там в тиктоке у зумеров какой-то тренд… Погодите.

Спустя шесть лет, в 2025 году, воз и ныне там: миллениальские и бумерские телеграм-каналы, ютубы и медиа все так же свысока придумывают, что «у зумеров новый тренд», они что‑то «придумали» и «изобрели». И я больше не могу на это смотреть.

Откуда взялись стереотипы

Мне стало понятно, что я зумер, еще лет в 20, тогда только начинался мой путь на контент-заводе, а теория поколений была остромодным трендом. Я правда много сидела и позорилась в тиктоке, прекрасно ориентировалась в цифровых потоках и с большим кайфом погружалась в терапевтированную культуру, потому что очень уж хотелось быть осознаннее и счастливее, чем старшие товарищи. 

В этом году мне будет 26. Недавно со мной пытались поспорить, что я «не настоящий зумер», потому что я «слишком взрослая для них», — при том, что год моего рождения не изменился, а из поколения выписали просто потому, что я не подхожу под зумерский интернет-лор.

Так из чего же сделаны наши зумерята, по мнению интернета? Загибайте пальцы: ленивые, не умеют работать, сами хамят, при этом рассыпаются от любого жесткого слова, не могут сфокусироваться на информации больше 5 секунд. Теория поколений превратилась в спекулятивный цирк: зумерами называют то подростков из тиктока, то любых 20-летних, то раздолбаев-дурачков, то любителей Лабубу. А сам термин окружило столько ярлыков, что мои ровесники готовы драться, лишь бы я не приписывала их к этим бестолочам из интернета. 

Видео: @lutchak1

На зумерских трендах строит свою идентичность целая плеяда телеграм-каналов, чья суть существования сводится к шитпосту, фейк-ньюс и планктон-слопу. Вот, например,  «Лидер мнений среди удобрений» на 165 тыс. подписчиков. 1 сентября в нем появилась заметка, что молодежь якобы массово ходит на собеседования с родителями: «В России почти 80% зумеров приходят на собеседования с родителями. Таковы шокирующие данные Центра планирования карьеры. И от этой тенденции сейчас в ужасе все эйчары и руководители». Пост ссылается на статью «Вечерней Москвы», которая ссылается на неназванное исследование Центра планирования карьеры без прямой ссылки. Если загуглить, оказывается, что никакого центра в России не существует, а весь текст — калька статьи New York Post о зумерах в США. И она опирается даже не на исследование, а на опрос цен­тра ка­рьер­но­го пла­ни­ро­ва­ния Re­sume­Tem­plates (вот и центр нашелся), выборка составила всего 831 человека. Действительно, 77% поделились, что брали своих родителей на собеседования. Но и тут нюанс: 45% из этих родителей дожидались своих детей в холле, пока те разговаривали с эйчаром самостоятельно.

Короче говоря, никаких данных о том, что в России зумеры массово ходят на собеседования с родителями, не существует, а весь пост — спекуляция и фейк-ньюс. Получается, больше удобрение, а не лидер мнений, раз источники свои нормально проверить не может.     

«Грустно, что после слова „зумер“ в любой новости начинается какой-то треш, который зачастую либо просто выдуман, либо гиперболизирован на основе частного случая. Также иногда подобные новости доходят до нас из Америки или Европы, где все-таки другая молодежь, так как растем мы в абсолютно разных условиях. Но мы же все равно все зумеры! Поэтому такие новости выглядят просто абсурдным бредом в наших реалиях», — пишут в комментариях к посту. Замечательный поинт, кстати говоря. Как часто вы видите заголовки вроде «У зумеров новый тренд на публичные испражнения посреди города» и думаете, что не знаете ни одного ровесника, который этим бы занимался?

Или вот совсем свежий тренд: российские издания с радостью воруют друг у друга новость, что среди зумеров стал популярен… дуркинг. Причем каждый пост по этой теме опирается лишь на один ролик одной девушки, которая поделилась своим опытом лечения в психиатрической больнице. Статистика обращения молодых людей до 25 лет к психиатрам и их пребывания в учреждениях, разумеется, не приводится. Зато тупые зумеры. Ха-ха.

Уважаемые бумеры, которые зачем‑то ведут телеграм-каналы. Если вы вытащите голову из своего снобского старперского пузыря и оглядитесь вокруг, то обнаружите, что старшим зумерам уже под 30. А пока вы форсите один и тот же мем больше пяти лет, на вашей голове поприбавилось седых волос. Может, хватит заниматься ерундой и делом займетесь? Спросите у внуков, как у них дела в школе?

Пруф, что это раздражает не только меня

Несколько недель назад среди бренд-маркетингового «зумеропридумывательного» бреда меня настиг пост ровесницы из этого самого бренд-маркетинга, автора канала «Креатив сос мыслом»: 

«Нет ощущения, что мы в брендинге-маркетинге-креативе слегка одержимы зумерами? Мы хихикаем над зумерами за то, что они не умеют работать/общаться/учиться/, вообще что угодно. И одновременно ежедневно выпускаем десятки маркетинговых репортов, чтобы в мельчайших деталях изучить, как и куда они тратят деньги, что смотрят и что ценят. Парадоксально: ни одно из этих исследований, по сути, не сокращает пропасть между теми, кто хочет говорить с маладежью на одном языке, и самой этой молодежью. Мы мечемся между страхом перед зумерами и страхом за них (нас? мне 25 — я кто, коллеги?). И мы плодим миллионы данных про зумеров, но все еще понимаем так мало про то, как жить вместе с ними (нами?). Если честно, я хочу, чтобы мы устали продавать зумерам (может, для этого надо, чтобы у маркетологов начала хайпить другая ЦА?). Я хочу, чтобы мы устали продавать зумерам и попробовали просто с ними (нами?) поговорить — на человеческом, а не на бре(н)дово-маркетинговом. Реально это? Оч. надо, коллеги🙏». 

И правда, подумала я. Мои ровесники по контент-заводу тоже это наблюдают и подмечают, что стереотипы даже заставляют открещиваться от зумерского клейма, чтобы сойти за человека.

Таня Тювилина
Журналистка, шеф-редактор редакции тестов «Т–Ж», телеграм-канал «Тювилина»

«Меня раздражает, что о нас думают, будто мы ленивые и не хотим работать, считаем отпускные бесплатными деньгами и готовы уволиться, если нам сказали какое кривое слово. Или что мы все хотим быть блогерами и ничего не делать. Раньше считалось нормальным, если на тебя орет начальник, а переработки не оплачивались, а мы просто не согласны с этим мириться. Еще российское поколение зумеров росло в плюс-минус безоблачных нулевых, и сейчас нам не нужно работать за палку колбасы, как нашим родителям, поэтому мы можем свободнее выбирать работодателя и четче отстаивать свои права. 

Еще мне кажется, что возмущение по поводу того, что мы ленивые и не хотим ничего делать, несправедливое. Некоторым зумерам все еще 18 лет, они только окончили школу — понятное дело, они многого могут не знать и не уметь. На самом деле все зумеры, которых я знаю, те еще трудяги. Если мы посмотрим на поколения постарше, то и там найдутся ленивые и безответственные люди. Дело не в возрасте, это классическая история про отцов и детей». 

Алена Кропина

«Абсолютно все вокруг не считают мою работу за работу. Из-за того, что я отношусь к ней не с такой тряской и нервотрепкой, как это делают старшие, все думают, что я лентяйка, и обесценивание чувствуется. И ладно бабушка моя, но я недавно сходила на встречу выпускников и встретила такое отношение от своих ровесников. Они не называют себя зумерами, потому что не ассоциируют их с возрастом — скорее с какой-то субкультурой.

Честно говоря, я сталкивалась скорее с положительными стереотипами о зумерах, мне даже больше нравится с ними работать. Это люди, которые честно выполняют свою работу, и им абсолютно все равно, за какой срок они это сделают. Круто, что они отказываются перерабатывать, как в свое время миллениалы. Мне нравится, что наконец-то человечество зачиллилось. Респект. Я уважаю чуваков своего возраста!»

Шура Богачева
Редактор раздела «Интернет», телеграм-канал «Субкультура Шура»

«Многие годы СМИ и блогеры делают из зумеров дураков, мямлей и неудачников, которые на звонки отвечать боятся, время по часам не определяют, на собеседования тащат родителей и сексом не занимаются. Кринжую с этих штампов, но жить мне они не мешают и добавляют больше тем для дискуссий на тусовках.

Думаю, людям свойственно хотеть возвышать все, что с ними связано: своих земляков, тех, кто слушает ту же музыку или родился под тем же знаком зодиака. Объединяться в поколение и считать его более прикольным, чем другие, тоже приятно. Я этим грешу, считаю зумеров максимально продвинутыми, ироничными и эмпатичными по сравнению с людьми других возрастов и одновременно с упоением люблю обсасывать, как нам тяжело: мы, мол, пропустили весь миллениальско-хипстерский кайф десятых и не смогли нафармить квартир, как наши бабушки и родители. Я действительно обожаю свое поколение и не хочу причислять себя к зиллениалам, этот термин сейчас помогает многим дистанцироваться от клейма „зумер“.

При этом трезвые раздумья толкают меня к невеселому осознанию: любые насмешки над представителями других поколений близко подбираются к травле и возводят между нами лишние границы. Они мешают обмениваться опытом друг с другом и рождают предрассудки, которые, я уверена, не раз рушили карьерные планы ответственным соискателям. А еще неплохо напоминать себе, что поколения не монолитны, а атрибуты и привычки московского зумера могут быть абсолютно чужды его одногодке из Пензы».

Теория поколений — это булшит

Маркетологи и медиа, описывая новый зумерский тренд, частенько игнорируют локальный контекст, последовательно занимаясь мифотворчеством. Вот «Антиглянец» выкатил пост со ссылкой на Dazed, что среди зумеров становятся популярны свадьбы. Новость радостно подхватывают другие издания, почти полностью переписывая исходную статью. Ссылку на первоисточник-то дали, но как эта новость применима к России? Средний брачный возраст в России только увеличивается, а количество браков, заключаемых в возрасте от 18 до 24 лет, с 2011 года сократилось в два раза. Да и Россия за пределами Москвы — страна патриархальная: празднование свадеб никуда и не уходило. Тогда при чем тут, собственно, зумеры?

Несостоятельность теории поколений доказали еще в 2010-е: ее критиковали за слишком утилитарный подход к вещам, которые сильно зависят от социального круга, уровня достатка, политического климата, условий жизни и других факторов. Почему зумеров считают с 1994-го или 2004 года, что такого произошло в это время, что оставило след на целом поколении? А ничего. В этом и проблема.

Если я люблю «Гарри Поттера» и при этом сижу в тиктоке, я зумер или миллениал? Или зиллениал, «потерянное поколение»? Если мой друг-ровесник — поздний ребенок и воспитан бумерами, а моей маме нет и 50, кто из нас зумер, а кто миллениал? 

Как мое бытие московской молодежи с маття-латте, креативным выгоранием и шутками про ситуэйшншипы соотносится с опытом ровесника-заводчанина из провинциального города в Центральной России?

Я думаю, что примета нашего времени — облеплять себя разного рода лейблами, как бананы наклейками. Самоопределение, ковыряние в собственных травмах, поиски поп-культурных продуктов, которые «сформировали тебя как личность», и деление на бумеров, зумеров и альфа, своих и чужих — следствие слишком быстрого и нестабильного мира, где без опор ну никак. Но выстраивать свою личность на том, какой вы великовозрастный, «здравый» и «опытный», — по сути, то же, что кряхтящие бабушки на лавочке, сокрушающиеся, «какая молодежь нынче пошла». Ну и среди кого вы заработаете респекты, кроме как среди таких же кряхтящих бабушек?

Расскажите друзьям