Кино

От «Блэйда» до «Морбиуса»: оцениваем плохие вампирские фильмы в комарах

Собрали самые разные фильмы о кровопийцах — от артовых до кринжовых — и рассказываем, почему они кажутся нам плохими и могут доставить неироничное удовольствие при просмотре. И выставляем оценку в комарах!

Плохое хорошее кино

«Носферату» (2024), реж. Роберт Эггерс

«Nosferatu»

«Носферату» Роберта Эггерса претендовал на многое: идеально мрачный готический трейлер и звездный актерский состав обещали, что картина, если и не превзойдет «Дракулу» Копполы, то займет достойное место в пантеоне вампирского кино. Но чем выше ожидания, тем сильнее разочарование.

Если фильм чем-то и пугает, то исключительно сомнительной актерской игрой. Актерский метод Лили Роуз-Депп — бесконечно пучить глаза, кричать и плакать. Сложную роль одержимой девушки Депп, очевидно, не вытянула, особенно на контрасте с Изабель Аджани в «Носферату: Призрак ночи» 1978 года и Вайноной Райдер и Сэди Фрост в «Дракуле» все того же Копполы. У Скарсгорда же мог получиться интересный злодей, если бы сценаристы прописали его персонажу хоть какую-нибудь внятную мотивацию. Скажу крамолу, но на месте Билла мог быть любой другой актер, и ничего бы не изменилось. Образ графа с крючковатым носом и усами Тараса Бульбы скорее комичен, чем ужасен. 

Чего у «Носферату» не отнять, так это великолепной картинки: это очень красивое кино. Но проблема в том, что фильм — это прежде всего интересная история, а бессмысленный сценарий и слабая режиссура превращают 2 часа 12 минут в очередную проходную ленту. Н.С.

Наша оценка: 7 комаров из 10.

Носферату
Детектив / США, 2024

«Дракула» (2025), реж. Люк Бессон

 «Dracula: A Love Tale»

Бессоновский «Дракула» провалился в мире, но не в России, где стал самым кассовым зарубежным фильмом в прокате, — и вообще, из 14 млн долларов мировых сборов на нашу страну сейчас приходится 8,5 млн. Такой феноменальный успех, с одной стороны, можно объяснить тем, что Бессон наравне с Вуди Алленом имеет в России статус народного режиссера, с другой — тем, что в официальном прокате смотреть особо нечего, с третьей — тем, что это история любви, а женщины в кинотеатры ходят чаще, чем мужчины. Плюс это действительно качественно поставленная картина: все-таки Бессон — хороший режиссер. 

В свою очередь, отсутствие интереса к этому фильму в мире объясняется тем, что в нем нет вообще ничего оригинального. Мало того что Бессон без зазрения совести переснял «Дракулу» Ф.Ф.Копполы, который был остроумнее и веселее раз в сто, так он еще зачем-то смешал его с «Парфюмером» Патрика Зюскинда, больше всего известного по экранизации Тома Тыквера. Такой мэшап иначе как творческим бессилием объяснить нельзя: у автора «Леона» и «Пятого элемента» просто тупо закончились идеи. В итоге «Дракула» Бессона пугает не какой-то зловещей атмосферой, а тем, как он паршиво написан. Е.Т.

Наша оценка: 5 комаров из 10.

Дракула
Фэнтези / с 18 ноября

«Ультрафиолет» (2006), реж. Курт Уиммер

«Ultraviolet»

«Ультрафиолет» — это фильм очень из своей эпохи. Тебе покупают его на DVD, потому что «ну там классный боевик, вампиры, Мила Йовович, круто!» Дальше смотришь — и вроде бы круто, вампиры там чего-то прыгают на людей, и наоборот, да и новое кино, которое для 13-летнего тебя все еще роскошь. Но легкий подвох ощущается даже тогда.

А потом пересматриваешь «Ультрафиолет» в сознательном возрасте и понимаешь, что это действительно фильм из своей эпохи. С абсолютно отлетевшим сюжетом, который строится примерно на следующем: «Помните, Йовович была избранной в „Пятом элементе“ у Бессона? А потом еще валила зомби в „Обители зла“? Давайте все это смешаем, но с вампирами, и бокс-офис наш!» Оказалось, что, если взять два этих слагаемых, но забыть проложить между ними хоть что-то еще, фильм тут же развалится.

На выходе получается трешеобразная даже не «бэшка», а фильм категорией пониже, который в детстве ты смотрел от скудного выбора, а в сознательном возрасте — ну не знаю. Вот шотгейм по нему можно придумать неплохой. А еще я почему-то хорошо помню финальную битву, которая в какой-то момент апгрейдится от сражения на мечах до сражения на огненных мечах. Л.Г.

Наша оценка: 5 комаров из 10.

Ультрафиолет
Боевик / США, 2006

«Блэйд» (1998), реж. Стивен Норрингтон

«Blade»

«Блэйд» — яркое и фактурное кино, с понятным тоном и сверххаризматичным Уэсли Снайпсом. Это еще и смелый заход на территорию rated R комикс-муви, который оказался успешным, собрав достаточно денег, чтобы стать франшизой на три части. Да и для развития жанра в целом «Блэйд» — это веха.

Но до чего же абсурдно и смешно смотреть его в 2025 году. Эти диалоги, этот монтаж, попытки найти причинно-следственные связи хоть у кого-то в кадре — из, казалось бы, жесткого хоррорфлика «Блэйд» быстро перетекает в комедию абсурда. Самое смешное — как раз финальный босс. Это удивительно иммерсивный опыт: вот у злодея животик колет, потому что его разрубили пополам. А у зрителя его колет, потому что там такой графон, что слезы из глаз.

Если задуматься, в этом в том числе и величие фильма: первые годы существования быть крутым аттракционом и важным шагом в развитии в будущем многомиллиардной индустрии, а дальше стать культовым киномемом. Л.Г. 

Наша оценка: 5 комаров из 10.

Блэйд
Боевик / США, 1998

«Другой мир» (2003), реж. Лен Уайзман

«Underworld»

В 2003 году, когда поп-культуру поражали стильные готические эпосы вроде «Матрицы», а в моде были блэйдовские кожаные плащи и латекс, тогда еще дебютант Лен Уайзман поставил шекспировскую трагедию о многовековой войне между вампирами и оборотнями в декорациях мрачного дождливого города. На самих съемках без страстей тоже не обошлось: исполнители главных ролей Кейт Бекинсейл и Майкл Шин на тот момент были в процессе расставания, и у Кейт завязывались отношения с Уайзманом. Съемочный процесс осложняли и ограниченный бюджет, и отсутствие опыта у многих членов группы — был риск, что фильм минует прокат и выйдет сразу на DVD. Но все получилось, и «Другой мир» собрал приличную кассу, став образцовой готикой наряду с «Вороном».

Минус только в том, что при талантливой режиссуре, модной стилизации и запутанном вампирском лоре, где столько потенциала для манипуляций, страстей и голодных игр, между героями вообще отсутствует химия. А местами возникает ощущение, что смотришь длинный и медленный клип на новый сингл ню-метал-группы. Шекспировский размах без, собственно, Шекспира. А.А. 

Наша оценка: 4 комара из 10.

Другой мир
Боевик / Германия, 2003

Настолько плохо, что уже хорошо

«Вампир в Бруклине» (1994), реж. Уэс Крейвен

«Vampire in Brooklyn»

Упоительный блэксплотейшн на вампирских щах из разряда «так плохо, что уже хорошо». Эдди Мерфи играет Блакулу — черного Дракулу, которого зовут Максимилиан, или попросту Макс. Он приплывает откуда-то с Карибов в Нью-Йорк на танкере, триумфально впечатавшись в бруклинский причал. Макс — последний вампир, и ему нужна спутница жизни. В качестве невесты он выбирает Риту (Анджела Бассетт) — полицейскую, у которой в роду были вампиры, а значит, у девушки есть тяга к крови. Весь фильм Макс безуспешно пытается ее соблазнить. И надо просто видеть, как Мерфи стреляет глазами через желтые линзы, флексит клыками, разрывает на куски итальянских мафиози и торпедирует собаку — последний эпизод просто обязан остаться в анналах мирового кинематографа. Сказать, что это фантастически смешно, — значит не сказать ничего: это смехотворно! Особенно рекомендую авторский перевод Андрея Гаврилова. Е.Т.

Наша оценка: 6 комаров из 10.

Вампир в Бруклине
Ужасы / США, 1995

«Академия вампиров» (2014), реж. Марк Уотерс

«Vampire Academy»

Абсолютный кэмп от режиссера «Дрянных девчонок», «Чумовой пятницы» и продюсера «500 дней лета», который в разгар популярности подростковых антиутопий и прочего янг-эдалта решил экранизировать романы Райчел Мид о приключениях и сердечных драмах принцессы-моройки Лиссы и ее телохранительницы дампира Розы. Получилась дурацкая и тем потрясающая сборная солянка из подростковых разборок, румынского фольклора, русских фамилий и красивого и бесполезного героя Данилы Козловского (да!) в его прайм-эре, воспылавшего страстью к школьнице. После провала «Академии» в прокате продюсеры запустили сбор средств на вторую часть, понадеявшись на любовь фанатов, но нужную сумму так и не собрали. Неиронично большая потеря.  А.А.

Наша оценка: 4 комара из 10.

Академия вампиров
Фэнтези / США, 2014

«Вампирский засос» (2010), реж. Джейсон Фридберг, Аарон Зельцер

«Vampires Suck»

В годы выхода «Сумерек» в них не кинул камень только ленивый: тогда это было так же модно, как и сейчас посмеиваться над многострадальным Сариком Андреасяном. Критике подвергалось все: от простенькой истории и кринжовых диалогов до актерской игры Кристен Стюарт. Отголоски такой интернет-социализации можно встретить даже у нас в комментариях, несмотря на то что «Сумерки» уже давно стали культовыми, а Кристен Стюарт — талантливой актрисой.

«Вампирский засос» — детище авторов отвратительных кинопародий Джейсона Фридберга и Аарона Зельцера, которые к тому моменту уже поработали над фильмами «Очень страшное кино», «Киносвидание», «Очень эпическое кино» и «Нереальный блокбастер» и явно не удержались от создания фильма с названием «Вампиры сосут». Проблема оказалась в том, что авторам не хватило главного ингредиента хороших пародий — уважения к и без того комичному оригиналу. Здесь все строится на примитивных гэгах и сортирном юморе: вот Джейкоб обращается в чихуахуа, вот Эдвард раздевается не до торса, а догола, а вот фанатки «Сумерек» пытаются выяснить, кто же из них лучше. Ультимативный гид по всем претензиям к вампирской саге прямиком из 2010-х. А.А.

Наша оценка: 3 комара из 10.

Вампирский засос
Комедия / США, 2010

«Морбиус» (2022), реж. Даниель Эспиноса

«Morbius»

В начале года я составлял антирейтинг всех фильмов «Спайдервеса» от Sony, и «Морбиус» был там даже не на последних местах. Все потому, что этот фильм сложно ненавидеть: на самом деле он не вызывает никаких эмоций, а потому любой яростный хейт к «Морбиусу» выглядит натужным. 

Все из-за того, что фильм собран из всех возможных клише супергеройских ориджинов: научные изыскания приводят героя Джареда Лето к обретению сверхсил, он учится ими эффективно пользоваться, пока названный брат превращается во врага, с которым в конце непременно случится драматическая стычка. Есть и обязательная любовная линия, где пассия Морбиуса, естественно, так сильно любит его, что готова умереть (и умирает). Даже в беглом пересказе это звучит скучно, а теперь представьте, каково смотреть, как почти два часа Лето то пытается изобразить моральные терзания, то вампирствует под аккомпанемент очень плохой графики. Это еще один жирнейший минус фильма: весь креатив для драк в «Морбиусе» ушел на разноцветные CGI-всполохи, которые оставляют за собой герои. Избалованные гораздо более зрелищными блокбастерами от Marvel зрители, конечно, такую халтуру не оценили. 

Вампирскую тему режиссер Даниель Эспиноса никак не дополняет и не переосмысляет. Но есть нюанс: в его версии вампиры — это не опасные твари, по которым плачет клинок Блэйда (другого марвеловского героя, кстати), а нечто вроде супергероев с серой моралью. Такая оптика была необходима, чтобы вызвать у зрителей хоть немного эмпатии к персонажу Джареда Лето, мол, он не чудовище, а антигерой. Похожий подход позволил «Веному» собрать вагоны денег и стать аж трилогией, но «Морбиусу» по целому ряду причин не повезло. И мы запомним его как фильм, который провалился в прокате дважды. А.Н. 

Наша оценка: 3 комара из 10.

Морбиус
Боевик / США, 2022

«Бладрейн» (2005), реж. Уве Болл

«BloodRayne»

Серия видеоигр BloodRayne была достаточно популярна в первой половине нулевых. И дело было не в инновационном геймплее, проработанном сюжете или интересном сеттинге. Игру продавала безбожная сексуализация ее протагонистки, рыжей полувампирши Рейн, которая то сосет, то проливает кровь нацистов, культистов и прочих плохих людей. В 2005 году мимо такого материала не смог пройти легендарный бракодел Уве Болл. В то время режиссер только раскручивал свой конвейер трешовых экранизаций видеоигр: он уже сделал фильмы «Дом мертвых» и «Один в темноте», и вот теперь в его руки попала BloodRayne. 

Что получилось? Треш и получился: дешевая даже по меркам 2005 года картинка, актеры, которые играют чуть лучше, чем мужик из мема «Родильная деятельность», и нарочитая кровавость всего происходящего, которая лишь добавляет фарса. Единственное, за что Болла можно похвалить, — каст Кристанны Локен на роль Рейн. Актерской игры тут нет совершенно, но как минимум внешне Локен похожа на игровую версию героини. Кстати, если вы посмотрите «Бладрейн» и вам по какой-то причине понравится, знайте: у фильма есть сиквел и триквел такого же качества. А.Н.

Наша оценка: 1 комар из 10.

Бладрейн
Боевик / Германия, 2005
Расскажите друзьям