Немного о мормонах
«Мормоны» — неофициальное название последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, основанной в начале XIX века пророком Джозефом Смитом. Мормоны верят, что Смит — последователь истинной церкви Иисуса Христа. В дополнении к Библии мормоны почитают «Книгу мормона», «Учение и заветы» и «Драгоценную жемчужину». В «Книге мормона» описывается альтернативная история США. Например, она утверждает, что Адам и Ева после изгнания из Эдемского сада жили на территории современного штата Миссури, и поэтому белые были коренным населением США.
В отличие от других христиан, мормоны верят в многоуровневую жизнь после смерти, после которой большинство людей попадают в одно из трех Царств славы, воссоединяясь там с другими членами семьи. Если же человек вел праведную жизнь и достиг высшего уровня духовного просвещения, он может возвыситься до уровня Бога и стать правителем собственного небесного царства.
Современные мормоны довольно многочисленны: в США Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывает 1,6 млн последователей. А еще эта церковь богатая и влиятельная, поскольку ее члены в обязательном порядке платят церкви десятину. У них много специальных церковных ритуалов, сильно отличающихся от привычных католических. Важное место занимает проповедничество (вы можете вспомнить, например, сюжет прошлогоднего хоррора «Еретик» с Хью Грантом).

В обычной жизни мормоны ведут довольно закрытый и консервативный образ жизни и следуют многим моральным ограничениям, потому что каждый последователь стремится возвыситься (то есть стать Богом). Например, они не пьют алкоголь, чай и кофе, носят специальное длинное белье, ценят скромность и целомудрие и заключают довольно ранние браки.
Семья и дети — главная ценность последователей церкви. Мормоны и сам Джозеф Смит практиковали многоженство до его запрета в 1890 году, после чего от «официальной» церкви откололись мормоны-фундаменталисты, которые верят: чем больше у них жен и детей, тем ближе они к возвышению.
Из-за вероучений, слишком отличных от традиционных христианских конфессий, мормонов часто называют сектой.
Почему «Сумерки» считают сагой о мормонах
Стефани Майер — мормонка
Майер выросла в городе Феникс штата Аризона — там же, где и ее героиня Белла Свон. И там же, где исторически проживает много мормонов, как и в штатах Юта, Айдахо, Невада. Семья будущей писательницы была активно вовлечена в жизнь общины, а сама Стефани встретила своего мужа в церкви и вышла замуж в 21 год.
Майер говорила, что ее религия оказала влияние на сагу, а «Книгу мормона» называла одной из самых значимых в ее жизни. «Я бессознательно вложила в эту историю много своих убеждений. Свобода выбора — одно из них», — признавалась она. Но Майер не любит, когда СМИ делают слишком большой акцент на ее вере.
Каллены — мормонская семья, а Карлайл — Джозеф Смит
Вряд ли Брэм Стокер мог представить, что вампиры, традиционно ассоциирующиеся с нечистью и дьяволом, у Стефани Майер станут аллюзией на вознесение и уподобление Богу. Вампиры у Майер — бессмертные, прекрасные телом и душой, с сияющей кожей, больше напоминающие полубогов, а не гниющих кровопийц, как в недавнем «Носферату». Они когда-то были людьми, но «вознеслись» до вечных существ.
Идея вечной семьи занимает центральное место в саге Стефани Майер. Не только фанаты, но и многие исследователи видят в Калленах последователей церкви, а в людях и оборотнях — неверующих. Каллены очень дружны и ставят свою семью превыше всего, при этом сторонятся других и людей, и вампиров десятилетиями. Они «вегетарианцы» и питаются кровью животных, а не людей. И каждый день обуздывают свою жажду.
При этом Каллены проповедуют другим вампирам (то есть существам «другой веры») свои ценности: противостоят Вольтури, просят других дальних родственников вставать на их защиту. А еще клан так радушно принимает Беллу, поскольку она, в отличие от других жителей городка, проявляет интерес не только к Эдварду, но и к его образу жизни, семье и вампиризму. Беллу можно понимать как «искателя» — потенциального новообращенного в мормонскую веру, который ищет духовного наставления.
«Вампиры Майер — богоподобные существа; вампир может символизировать темные стороны религии, в которой есть как тьма, так и свет. Каллены напоминают об американской религии, основатель которой, Карлайл, похож на Джозефа Смита, в то время как древние итальянцы Вольтури, по-видимому, символизируют католиков. Вампирская метафора воплощает парадоксальную человеческую природу религии и бога — всего творения, как ужасного, так и идеального, хорошего и плохого, животного и божественного», — пишет теолог и исследовательница Максин Хэнкс. Кроме того, Карлайл в экранизации похож на Джозефа Смита даже внешне.
Белла — идеал мормонской женственности, Эдвард — образец воздержания
В книге Белла не пьет алкоголь и не курит, избегает чая, кофе и предпочитает кока-колу, велит отцу перестать есть стейки. Феминистки еще в годы выхода романов критиковали его за то, что Белла непропорционально много делает уборку и готовит еду. Все это мало чем отличается от мормонского кодекса здоровья «Слово мудрости»: оно продвигает трудолюбие и заботу о теле, поэтому предписывает потреблять мясо и птицу умеренно.
Скромность — одна из мормонских ценностей, поэтому молодые люди должны одеваться прилично и закрыто. В книге есть эпизод, когда Белла собирается на первую встречу с семьей Эдварда. Она приходит в голубой блузке «которую он однажды похвалил», в длинной юбке цвета хаки и с собранными в хвост волосами. «Порядок, теперь я выгляжу пристойно», — говорит она, спускаясь с лестницы.
«Он ждал у подножия лестницы — ближе, чем я думала, — и я налетела прямо на него. Он поймал меня, удерживая на безопасном расстоянии несколько секунд, а потом резко притянул к себе.
— Ошибаешься, — прошептал он мне на ухо. — Ты выглядишь совершенно неприлично, никто не должен выглядеть настолько соблазнительно, это нечестно».

По воспоминаниям Алиссы Гренфелл, бывшей мормонки, мормонские девушки старались впечатлить парней своей скромностью, и, как ни парадоксально, это еще больше подогревало к ним интерес. В своем видео Гренфелл подробно разбирает сагу с точки зрения церкви. И в образе Беллы она видит воплощение мормонских идеалов женственности: она закрытая, скромная, немного неуклюжая и нуждается в защите, за всю книгу ни разу никому не отказала напрямую, стараясь быть милой. У Беллы нет особых интересов, кроме как поскорее выйти замуж за своего соулмейта. Какие-то грани ее характер приобретает только после замужества, очень скорого рождения ребенка и обращения в вампира, то есть только когда она стала полноценным членом общины.
Когда вампирский ребенок Беллы в утробе чуть не убивает ее, обезумевший Эдвард предлагает ей прервать беременность — мормоны разрешают аборты, если есть угроза жизни матери. Но Белла непреклонна, и Карлайл поддерживает ее: «Было бы неправильно делать за нее такой выбор и принуждать ее». Белла жертвует собой ради ребенка, за что получает «воскрешение» — совершенный облик вампира и вечную жизнь.
Эдвард же, как истинный верующий, воздерживался от добрачных связей все свои 104 года и настаивает на браке, чтобы заниматься сексом. А еще на протяжении всего их романа испытывает непреодолимую жажду крови Беллы, которую пытается обуздать. Самоконтроль — важная тема в серии «Сумерки», где это слово встречается 125 раз.
Вся сага крутится вокруг идей выбора, вечной жизни и союзов, предначертанных судьбой
Мормоны верят в некоторую «жизнь до»: якобы некоторые пары уже встречались в прошлой жизни и заключили брак на небесах, поэтому им суждено найти друг друга на Земле. Все вампирские пары в «Сумерках» образованы навсегда, и поэтому Белла и Эдвард так одержимы идеей вечной жизни вместе.

Хотя оборотни в саге непохожи на мормонов, в их культуре тоже можно найти следы мормонского влияния. В какой-то момент жизни оборотни на ком-то запечатляются: на других волках, на людях или даже на полувампирах — так произошло с Джейкобом, который запечатлелся на дочери Беллы Ренесми. Запечатление происходит само собой, и его невозможно предугадать. Оборотень готов сделать что угодно и быть кем угодно для того, с кем он теперь связан.
Фанаты и сами мормоны видят в этом продолжение идеи о родственной душе и вечном браке и культурные традиции. «Я вижу некоторое сходство между оборотнями, ожидающими, пока их запечатляемый подрастет, и культурной практикой, когда девушка ждет возвращения миссионера, с которым она помолвлена. Среди мормонов укоренилась традиция, что молодые люди по достижении совершеннолетия отслужат два года на миссии. После этого от вернувшихся миссионеров ожидают, что они найдут жену и заведут семью. Считается, что миссионер духовно вырос за время своего странствия и теперь полностью готов к браку. Девушки, обручившиеся с миссионерами, вообще ни с кем не должны встречаться, пока они отсутствуют, а после их возвращения выходят за них замуж в течение нескольких месяцев. Учитывая, что Джейкоб ждет Ренесми, это может быть гендерным перевертышем этой динамики», — пишут на реддите.
«В конечном счете „Сумерки“ — это не аллегория или намек на какую—то конкретную тему, вампиризм или мормонизм, это современный миф, оригинальный и самосущий, возникающий из подсознания. Сон Майер — это откровение, передающее бессознательное, трансцендентное, архетипическое и символическое. Само слово „сумерки“ означает мир теней между светом и тьмой, известным и неизвестным, где таинственные образы, фигуры и послания неразличимы и интерпретируются индивидуально. „Сумерки“ отправляют читателей в путешествие, чтобы найти своих собственных монстров и богов, боль и любовь, испытания и триумфы, мифы и смыслы», — заключает Максин Хэнкс.


