Игровая индустрия

Работа над ошибками, но с ошибками. Что такое игра «Земский собор», спин-офф «Смуты»

Фото: Cyberia Nova
4 ноября вышла игра «Земский собор» — спин-офф «Смуты» о том, как на Руси выбирали нового царя после изгнания всех Лжедмитриев. Алексей Нимандов рассказывает, почему, несмотря на некоторую работу над ошибками, в новинку студии Cyberia Nova все равно больно играть.

Кратко вспомним, чем именно была «Смута»

Называть «Смуту» игрой — сделать ей большое одолжение, потому что геймплея там нет. Приключение, рассчитанное на десятки (!) часов, не предлагает ничего, кроме бесконечной беготни от одного NPC к другому и периодических однообразных стычек с врагами. Сюжетно «Смута» тоже не удивляет: формально там есть история, персонажи, сверхцель, но на деле все это написано так, что, если начать бездумно скипать диалоги и кат-сцены, ощущения от игры никак не поменяются. Вышедшие после релиза игры патчи сделали игру лучше, но не исправили ситуацию радикально.

«Земский собор» точно лучше! 

Первое впечатление от игры действительно скорее благостное. Есть и нормально собранная открывающая сцена, и хорошая озвучка, и визуально «Земский собор» радует так же, как и оригинальная игра. За это спасибо и движку Unreal Engine 5, и талантливым художникам студии Cyberia Nova — в статике «Земский собор» выглядит великолепно. Правда, эйфорию гасят топорные анимации и графические артефакты — текстуры могут прогружаться с большой задержкой или не загружаться вовсе. 

Это не мешает разглядеть протагониста — им в «Земском соборе» стал казак Кирша, второстепенный персонаж «Смуты». После событий основной игры Кирша оказался в Москве и связал себя с делами государственной важности. Но, если вы не знаете, чем закончилась «Смута», здесь вам никто не будет этого пояснять. Никакого даже мимолетного эксплейнера о свершениях князя Милославского здесь нет. 

Но все это неважно, потому что удивляет «Земский собор» не нарративом. В этой игре есть геймплей. Во-первых, игроку теперь гораздо чаще дают выбирать реплики в диалогах. Да, это все еще выбор из двух вариантов, которые ни на что не влияют, но в «Смуте» даже такие опции случались по очень большим праздникам.

Во-вторых, в «Земском соборе» появились мини-игры. Можно бороться на руках в трактире, драться, помочь крестьянину приладить колесо к телеге, сбить сапогом другой сапог (не спрашивайте). Эти активности выполняются через простейшие QTE на одной кнопке, а потому едва ли могут развлечь, но, опять же, в «Смуте» не было и этого. Есть досуг и для разумистов: травник предлагает Кирше сыграть в древнерусский аналог игры «Ним», но скилл у оппонента преступно низок, так что даже специально проиграть у вас не выйдет. 

Третье — побочные квесты. На столичном рынке Киршу ждет ярыжка, который очень рад дать казаку работу. Суммарно герою сгружают четыре квеста, каждый из которых проходится за три минуты. Это маленькие истории, которые, кажется, хотели сделать в духе квестов из «Ведьмака», следуя формуле «бытовые сюжеты с неожиданными твистами». Попытка милая, но не более того. 

Четвертое — в «Земском соборе» всерьез пересобрали боевую систему. Попытка сделать бои глубокими была заметна и в «Смуте», но по факту все сводилось к тупому закликиванию: у Милославского было много здоровья, а враги были слишком тщедушны. Теперь все иначе: Киршу больно бьют, а лечебные зелья восстанавливают как-то совсем мало здоровья. Зато у казака есть слабый и сильный удары, мощный спецудар в слоу-мо, блок, парирование, отскок, пинок, пистолет, из которого можно выстрелить три раза подряд, и метательные ножи. 

Враги теперь тоже активно блокируют и пинаются, что делает схватки напряженнее, а битвы с боссами — это и вовсе один в один Dark Souls. Да, десятки лет индустрии видеоигр привели нас к тому, что в конце 2025 года нужно заучивать паттерны ударов холопа Воротынского, чтобы одолеть его хотя бы с 20-й попытки. 

Самое важное: в «Земском соборе» можно гладить кошек — они на улицах Москвы XVII века гуляют повсеместно и только и ждут ласковой казачьей руки. За усердную поглажку всех хвостатых можно даже получить ачивку. 

Глядя на все вышеперечисленное, кажется, что в Cyberia Nova искренне хотели сделать игру, которая будет и, собственно, игрой, и большой работой над ошибками «Смуты». Поэтому у «Земского собора» адекватнее масштаб (разработчики заявляют, что игра проходится за 6–7 часов) и выше плотность контента. Но недостаток опыта у студии дает о себе знать.

В «Земский собор», увы, тяжело играть

Пройти игру за указанные авторами 6–7 часов невозможно в первую очередь из-за ее технического состояния. Петербург в ноябре менее сырой, чем «Земский собор» на релизе: вас ждут повсеместно лагающие текстуры, иррационально долгие загрузки, черные экраны между сценами, висящие по 10–15 секунд, и просадки FPS, когда игра в случайные моменты превращается в слайд-шоу. Еще в «Земском соборе» по какой-то причине постоянно лагает звук, а несколько раз игра ни с того ни с сего отключала от себя геймпад, что сильно раздражало во время битвы с боссом. 

В какой-то момент «Земский собор» вместо загрузки сохранения начал выбрасывать на рабочий стол. После этого игра отказывалась запускаться, и только перезагрузка системы помогала продолжить приключения Кирши. Это нервировало, потому что загружаться с последнего сохранения в «Земском соборе» нужно очень часто, ведь… 

«Земский собор» — это невыносимо душная игра

Кажется, создавая боевую систему «Земского собора», разработчики хотели сделать свой русский народный соулслайк. Сейчас в индустрии это модная тема, даже в новом Silent Hill она проявилась, это достойное уважения следование трендам. Но, если в вашей игре исход поединка порой зависит буквально от одного удара, нужно дотошно полировать все боевые механики. Настолько, чтобы у игрока после поражения не было чувства, что он проиграл не потому, что невнимательно играет, а потому, что игра плохо работает. 

Даже студия FromSoftware, родоначальница жанра, далеко не всегда выверяет свои игры так, как следует. В случае «Земского собора» боевая система не помогает игроку, а даже немного (или много) ему мешает. Например, в игре есть автоматический таргет на цель, но даже так Киршу иногда может развернуть на 180 градусов. Пока казак молотит воздух, супостат втыкает ему саблю в спину. Но смысл таргета как раз в том, чтобы таких ситуаций не было.

Кратко — о других обидных недочетах. Пинок, которым можно выбивать врага из равновесия и атаковать, иногда не срабатывает, даже если стоять к цели вплотную. Стрелок гарантированно попадет в Киршу, как бы тот ни пытался уйти из-под дула мушкета. Кирша порой получает урон, даже если находился сбоку или позади противника в момент его атаки. Иногда враги магическим образом притягиваются к казаку, и он получает удар, даже если игрок в это время отчаянно зажимал кнопку уворота. 

Умножьте все описанное выше на техническую сырость игры и оцените экспириенс: вам не просто неудобно драться, а вам неудобно драться в условиях, где все тормозит и глючит. Игрок в «Земском соборе» сражается не с предателями, которые хотят снова ввести страну в Смуту, а с самим «Земским собором». 

Боев в игре очень много: они занимают 95% геймплея. В «Земском соборе» есть несколько миссий, где нужно отбиваться от волн врагов. Механически устроены они одинаково: Кирша вырезает толпу людей, потом кто-то кричит: «Ой, опять идут враги!» — приходит новая толпа, и так несколько раз. 

Тут и начинаются сложности: в арсенале Кирши нет способов воевать против нескольких противников одновременно, а моментами игра совсем дуреет и вываливает на казака четыре-пять воинов сразу. Проиграл? Начинай все заново, потому что автосохранений между волнами нет — можно выстоять четыре боя, умереть в пятом, но игра вернет тебя к самому началу.

В «Земском соборе» есть боссы — и тут-то уши соулслайков торчат слишком явно. Закрытая арена, ограниченные ресурсы, длинная шкала вражеского здоровья и все, что игрок может противопоставить, — это собственный скилл. Уже ставшего локальным мемом холопа Воротынского, который чересчур агрессивно махал секирой, упростили в первом патче, но Гаврила Сугорь даже сейчас дает прикурить. В плохом смысле.

Дело в том, что те атаки, которые нельзя блокировать, игра заботливо подсвечивает красным. В теории у игрока есть доля секунды, чтобы принять решение, какую кнопку жать — блока или уворота, и на бумаге это просто, понятно и честно. Вот только драться с Гаврилой Сугорем нужно в ночном лесу при свете костра и факелов, а сам он одет в алый кафтан. То есть противник всегда довольно-таки красный, и в суете боя просто не видно этих игровых маркеров. В среде фанатов соулслайков есть термин «читаемость атаки». У Гаврилы Сугоря она очень низкая. Но зато у этого босса есть вторая фаза: где-то в середине схватки Гаврила достает вторую саблю и становится еще агрессивнее. Точно Dark Souls!

Но в соулслайках по мере прохождения становится круче не только сам игрок, но и его персонаж. Эти игры славятся обилием оружия, брони и методов прокачки под разные стили боя в зависимости от того, кем вы хотите быть — стремительным ловкачом с кинжалами или закованным в латы рыцарем с огромным молотом. Создатели «Земского собора» перепридумали эту формулу — здесь нет ни прокачки, ни разных видов оружия, ни даже инвентаря. Просто ни-че-го. 

Пара слов про сюжет

Окей, играть в это тяжело, но, может, хотя бы интересно следить за историей? Нет. Качество нарратива никак не выросло по сравнению со «Смутой»: диалоги все еще очень формальные и безжизненные, а персонажи по-прежнему лишены характеров. У личности Кирши нет никаких фишек или принципиальных отличий от Милославского, а больше во всей игре вы не запомните ни одного героя. Постановка диалогов тоже не изменилась: формат «минимально анимированные головы что-то бубнят» перекочевал в «Собор» прямиком из основной игры. 

Получается, номинации на The Game Awards у «Земского собора» не будет?

События последних лет красноречиво показывают, как индустрию видеоигр захватывает АА-рынок — это проекты со сравнительно небольшими бюджетами, но широченными амбициями. Для примера достаточно перечислить лучшие игры 2025 года: Kingdom Come: Deliverance II, Split Fiction, Clair Obscur: Expedition 33, Hollow Knight: Silksong, инди-хит Ball x Pit. 

К сожалению, даже если взять самую большую сову и самый маленький глобус, не получится натянуть одно на другое и поставить «Земский собор» в этот почетный ряд. «Земский собор» не получится поставить даже в ряд лучших российских видеоигр. Но в сравнении со «Смутой» это по крайней мере игра, что по меркам Cyberia Nova уже качественный шаг вперед. 

Расскажите друзьям