Осенью 2025 года в Санкт-Петербургском государственном университете открылась Школа креативной экономики. Образовательно-исследовательский центр возглавил Данил Толмачев, медиапродюсер, а в недавнем прошлом еще и заместитель директора Александринского театра по развитию и цифровизации. Толмачев работает с темами искусственного интеллекта, культуры и креативной экономики, а также ведет подкаст «КультТех» о том, что происходит с культурой в условиях цифровой реальности.
Новая школа при СПбГУ готовит продюсеров, менеджеров проектов и креаторов, способных работать в разных направлениях. Обучение планируют строить на стыке гуманитарных и технических дисциплин, поскольку творчество в наше время тесно связано с высокими технологиями.
О чем мы говорим, когда речь идет о креативной экономике
Креативные индустрии — не только и не столько про творчество, а еще про деньги, причем очень большие. По данным Росстата, вклад творческого бизнеса в российскую экономику в 2024 году насчитывал чуть больше четырех процентов (данные за 2025 год пока не опубликованы) и превышает семь с половиной триллионов рублей. К тому же, доля постоянно растет — еще в 2017 году она составляла меньше трех процентов.
Креативная экономика — широкое понятие, а любой ее продукт — плод интеллектуального и творческого труда. К примеру, производство и показ ваших любимых сериалов на стримингах относится к креативной экономике. Люди, которые писали, редактировали и верстали этот текст на «Афише Daily», тоже работники этой индустрии. Архитектура, дизайн, мода, игры, производство всех видов контента — список можно продолжать долго.
Из-за всеобщей цифровизации, повышения интереса к локальным продуктам и новых возможностей для монетизации творчества влияние креативной экономики только растет, а вместе с ним спрос на специалистов. Правда, они должны обладать соответствующими духу времени компетенциями.

«Сегодня профессионалу недостаточно владеть одним навыком, гораздо важнее уметь работать с задачами, где идеи, данные, визуальные образы, тексты и пользовательский опыт собираются в единую систему. Именно поэтому креативная экономика все чаще опирается на проектное мышление и способность быстро пересобирать роли под конкретные задачи».
Чтобы не учиться понемногу чему-нибудь и как-нибудь, мы спросили у профи, какие профессии будут востребованы креативными индустриями в ближайшие годы.
Какие профессии возьмут в будущее...
...в искусстве

«Профессии будущего в искусстве рождаются на стыке „искусство × технологии × пространство × люди“. Я могу выделить несколько важных, на мой взгляд, направлений: художники по новым медиа и искусственному интеллекту — эти люди работают с видео, 3D, генеративной графикой и нейросетями. Иммерсивные художники, создающие VR/AR-инсталляции и спектакли, куда зритель буквально проваливается. Саунд-художники, работающие со звуком как с материалом для инсталляций, городских пространств и выставок. Кураторы цифровых коллекций и онлайн-музеев; арт-медиаторы, которые проектируют опыт зрителя и помогают ему считывать сложное современное искусство».

По словам Кристины Березовской, освоить направления можно на программах по media art, AR/VR, sound art, кураторским и музейным практикам. Галеристка отмечает университет ИТМО и его магистерское направление Art & Science. Здесь сделан акцент на научно-технологическое искусство, а также цифровые миры, роботические и биодизайн-проекты, а также работу с виртуальной или дополненной реальностью. При университете действует одноименный центр с выставками и резиденциями для медиахудожников.
...в музыке

«Музыкальные сервисы все больше работают с ощущениями, то есть с настроением, контекстом и состоянием слушателя в конкретный момент. Рекомендации стриминговых сервисов перестали быть просто про похожие треки. Теперь они про сценарии: например, что включить утром по дороге на работу, как переключиться после сложного дня. Чтобы музыка звучала вовремя развивается ИИ-агентизация, а значит появляются и новые профессии. Например, инженер ИИ-агентов. Это человек, который продумывает логику виртуального помощника, его характер, способы взаимодействия с пользователем».

Это не только техническая работа, но и творческая. По словам Лебедева, подобные специалисты тестируют гипотезы, ищут нестандартные сценарии использования технологий и работают на стыке аналитики, дизайна, продукта, исследований, маркетинга и контента. Сейчас в свои ряды инженеров ИИ-агентов активно набирают, например, «Яндекс» и «Сбер», а зарплаты сотрудников стартуют от 120 000 рублей. В числе вузов, где можно получить соответствующее образование, университет ИТМО и НИУ ВШЭ.
...в кино

«В работе режиссеров и фильммейкеров заметно растет блок препродакшена: уже используются игровые движки, виртуальные павильоны и ИИ-инструменты для раскадровок, подбора ракурсов и света. Функция режиссера все больше затрагивает проектирование всего проекта, а не только работу с актерами на площадке, монтаж и другие привычные обязанности. На мой взгляд, благодаря развитию технологий, в обозримом будущем команду можно будет сократить до минимума, а один человек объединит в себе функции сценариста, режиссера и продюсера и таким образом станет ультимативным шоураннером».

Владимир уверен: привычные кинопрофессии не исчезнут, но в индустрии уже есть тенденция на перераспределение обязанностей. Поэтому тот, кто владеет сразу несколькими навыками, например способен и сценарий написать, и спродюсировать, ценится на рынке выше других специалистов. Тем, кто планирует связывать свою жизнь с кино, нужно об этом помнить.
...в моде

«Не обладая фундаментом, невозможно построить ничего хорошего. В индустрии моды большой дефицит кадров, не хватает конструкторов и технологов швейного производства, директоров по производству, продюсеров, стилистов, дизайнеров текстиля. Одни направления просто не манят будущих специалистов, какие-то — кажутся слишком узконаправленными, другие — просто редкие. Именно эти, кажется, базовые специальности — наше будущее».

Несмотря на то что специальности базовые, навыки нужны расширенные. По словам Анны, дизайнеру уже недостаточно уметь красиво рисовать условные цветочки на простеньком текстиле. Современные специалисты работают с высокотехнологичными тканями, искусственным интеллектом и внедряют 3D-дизайн. Всему этому нужно дополнительно учиться.
В России не так много вузов, где ведется подготовка профессионалов для модной индустрии, но все же они есть. Например, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Ивановский государственный политехнический университет, Британская высшая школа дизайна, МГУ им. Ломоносова, где также работает собственный Центр креативных индустрий. Не стоит забывать и о повышении квалификации. Например, стоит обратить внимание на интенсивы BRICS + Fashion Summit, а также программы дополнительного профессионального образования в креативных вузах, вроде того же НИУ ВШЭ.
Как трансформируются вузы

«Рынок труда меняется быстрее, чем когда-либо прежде, и это ставит перед университетами принципиально новые задачи. Классическая модель образования, ориентированная на подготовку к одной профессии, больше не отвечает реальности, в которой выпускники несколько раз меняют сферы деятельности, форматы занятости и свои профессиональные роли. Академическая среда должна стать гибче, более междисциплинарной и чувствительной к запросам экономики и общества».
Фундаментальное образование нельзя заменить прикладными навыками, а в высшем учебном заведении студенты должны, извините за каламбур, научиться учиться, мыслить критически и быть готовы к нетривиальным задачам, которые подкидывает рынок. По словам Анастасии Ярмош, Школа креативной экономики в Петербурге создавалась для решения всех этих задач со звездочкой. Трансформироваться приходится и студентам, и самим вузам. Только так образование останется актуальным и способным подготовить человека к будущему.
