Искусство

На грани фантастики: как технологии меняют искусство вчера, сегодня и всегда

Фото: Саша Мурашкин
Прогресс влияет не только на нашу повседневную жизнь. «Афиша Daily» побывала в ММОМА на паблик-токе «Искусство невидимого: когда технологии становятся искусством и создают видимое будущее» и узнала, способны ли инновации, бизнес и мир прекрасного существовать в симбиозе и как они меняют арт-индустрию уже сейчас.

Дискуссия в Московском музее современного искусства (ММОМА) связана с новой выставкой «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея» — экспозицией, исследующей взаимное влияние науки и искусства. Кураторы отошли от привычного понимания словосочетания «умный дом», то есть жилища, под завязку набитого датчиками и бытовой техникой. В стенах культурной институции понятие «умный дом» стало предметом для художественного исследования. Выставка объединила работы мастеров разных поколений: от классиков второго авангарда Вадима Сидура и Анатолия Зверева до наших современников Романа Головко и Екатерины Баженовой-Ямаски. К инсталляциям, живописи, графике, фотографиям и видео-арту подобраны еще и звуковые работы. Вместе они создают единое пространство для восприятия.

Один из центральных экспонатов — арт-объект Т-Бизнеса «1NTER_FACE», посвященный новым технологиям бесконтактных платежей. В центре инсталляции расположен современный биометрический терминал, который распознает лица посетителей и превращает их в цифровой портрет, транслируемый на медиастену из 300 терминалов старого поколения. Посетители могут не только увидеть свой диджитал-портрет на этом необычном «холсте», но и получить персонализированный «чек» с собственным уникальным изображением и QR-кодом, по которому можно скачать фото и короткое видео. 

Над инсталляцией работала арт-группа OUROBOROS. Ее креативный директор, мультимедийный художник Павел Тюн, и стал модератором паблик-тока, посвященного симбиозу искусства, бизнеса и технологий. В дискуссии принимали участие журналист и публицист Алена Долецкая, звуковой художник и куратор выставки Глеб Глонти, руководитель управления эквайринга Т-Бизнеса Даниил Смирнов, а также партнер и креативный директор мультимедиа студии Sila Sveta Илья Балакин. Вот о чем они говорили.

Почему искусство и технологии всегда вместе

«Если вам кажется, что в искусстве, на которое вы смотрите, нет технологий, посмотрите еще раз. Возможно, под первым слоем вы их найдете», — заявил в начале дискуссии Павел Тюн. Арт-мир действительно неразрывно связан с технологическим прогрессом. 

С появлением цемента древние римляне начали строить здания с массивными куполами и навсегда изменили ход истории архитектуры. Леонардо да Винчи в прямом смысле изобрел велосипед, а его чертежи и записи имеют такую же художественную ценность, как и живопись. Подобно гению Возрождения, русский авангардист Владимир Татлин придумывал механизмы. Его авторству даже принадлежит летательный аппарат под остроумным названием «Летатлин». 

Технологии влияли на искусство и опосредованно. Даниил Смирнов в ходе дискуссии напомнил: изобретение фотографии способствовало рождению импрессионизма. После того как человек научился фиксировать жизнь со стопроцентной точностью, способность копировать ее с помощью кистей и красок стала цениться меньше.

Художники поняли: искусству необязательно быть реалистичным. Сначала появился импрессионизм, а затем и множество других «измов», изменивших арт-ландшафт и сломавших представления человека о живописи. Оказалось, что и «Черный квадрат» становится шедевром, если художник вкладывает в него определенную идею. 

Через время фотографы тоже обернулись подлинными творцами. Чем дальше, тем больше новых форм: кино, видео-арт, проекции, инсталляции, перформансы. Даже то, что сначала не кажется искусством, может со временем обернуться таковым. «На мой взгляд, компьютерные игры — это новое искусство, — поделился Илья Балакин. — Долгое время это не все признавали, но даже когда я был маленьким, понимал: тут объединяются творчество композитора, режиссура, и сложная работа художников. Группа людей выдает один продукт, четко выверенный по стилистике, что очень трудно сделать. Думаю, в этом сила подобных проектов».

Какую роль играют технологии в современном искусстве

В творческом процессе достижения прогресса могут стать инструментом, соавтором и даже банальным спецэффектом. «Все зависит от того, из какой сферы мы исходим. Если говорим про science artтехнологичное искусство или медиаискусство, то здесь технология — соавтор художника. А если зайти, например, на территорию композиторской музыки, то мы обнаружим, что одно ее крыло демократично, а другое все еще представляет композитора как проводника неких сверхидей. Для подобных людей технология — инструмент. В реальности этот композитор может не написать ни ноты, а все составить из семплов, но именно он использует их в определенном порядке, согласно своему видению. В титрах машину в качестве автора никто не укажет», — сказал Глеб Глонти. 

Участники паблик-тока сошлись на том, что XXI веке искусство все-таки осталось на территории смыслов. Должно ли искусство развлекать? Глеб Глонти уверен, что у искусства нет такой функции: «Оно должно не развлекать, а будоражить и развивать». 

По мнению Алены Долецкой, язык технологий в искусстве в принципе не поддается описанию: «Он начинается с наскальной живописи и заканчивается искусственным интеллектом. Никто не отменяет линии, графику, цвет и свет, но получается, что язык современного технологического искусства включает все это, а еще то, о чем мы пока не имеем понятия». Долецкая утверждает: главное — это не технологии, а то, удается ли художнику достучаться до аудитории. 

С одинаковыми инструментами у одного автора получается искусство, а у другого — условный контент. Причем так складывалось испокон веков. В качестве примера Алена Долецкая привела две фрески: обычного безымянного иконописца и Дионисия. Увидев первую, вы сможете отметить красоту рисунка, но в душе ничего не отзовется. При взгляде на вторую у вас перехватит дыхание. В искусстве важно, цепляет оно зрителя или нет. Появление искусственного интеллекта и других технологий не меняет ситуацию. «Когда нет таланта, железки не помогут», — подытожила Долецкая.  

Зачем искусство современному бизнесу 

Как и технологии, мир бизнеса неразрывно связан с искусством. Просто вспомните, как усилиями банкиров Медичи Флоренция превратилась в великий культурный центр, чья слава гремит по сей день. А знали бы мы имя Анри Матисса сегодня, если бы не поддержка русского текстильного магната и коллекционера Сергея Щукина?

Сильные мира сего веками выступали в роли меценатов, но с конца XX столетия бизнес все глубже заходит на арт-территорию, привлекая художников к совместным проектам. Может показаться, что рамки большого бизнеса ограничивают творца, но и Глеб Глонти, и Илья Балакин, и Павел Тюн сошлись на том, что они могут стать подспорьем. «Любой человек, вовлеченный в креативный процесс, скажет, что рамки помогают. Более того, любой человек, вовлеченный в креативный процесс, который заявляет, что рамок не существует, соврет», — отметил Глеб Глонти. 

Но зачем мир искусства бизнесу? Даниил Смирнов уверен: коллаборации работают на эмоциональном уровне восприятия. Компания говорит с потребителем на другом языке — языке чувств. С этим представлением связана идея показать пользователям новые терминалы Т-Бизнеса с технологией распознавания лиц через интерактивную арт-инсталляцию. «К отправке и приему платежей мы привыкли, но биоэквайринг — новая технология, — объясняет Даниил Смирнов. — Когда мы решились на этот эксперимент, то подумали, что хотим создать визуальную метафору. Еще мы стремимся снять тревогу с пользователя, показать ему: технология ближе, чем кажется. В ней нет ничего сложного — ты просто смотришь в камеру и платишь». 

Эксперт Т-Бизнеса не просто так заговорил о пользовательской тревоге. В современном мире, где все меняется с космической скоростью, люди не всегда успевают за прогрессом, а иногда воспринимают технические новинки настороженно. В свою очередь искусство способно настроить человека на более позитивный лад и помочь ему открыться неизвестному.  

В XXI веке вместо стандартной рекламы бизнес получил возможность рассказывать о внедрении новой технологии через творчество. Это и есть главный вывод: три столь непохожие сферы человеческой жизни гораздо ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд.

Расскажите друзьям