Театр

Молодые режиссеры и спектакли о вечных ценностях — чем удивляет театр «Шалом»

Фото: Константин Дем
Для тех, кто посмотрел премьеры на главных сценах Москвы, перепробовал сеты в ресторанах на Патриках и побывал на выставках Третьяковской галереи, «Афиша Daily» рекомендует любимые, но неочевидные места. Сегодня рассказываем о театре «Шалом», где давние традиции сочетаются с передовыми взглядами на режиссуру.

Чем известен театр «Шалом»

«Шалом» — единственный профессиональный еврейский театр в стране, но команда культурной институции настаивает на том, что их спектакли адресованы людям всех национальностей. 

Олег Липовецкий
Художественный руководитель театра «Шалом»

«Мы черпаем вдохновение из невероятно богатого пласта еврейской культуры, с ее трагическим и одновременно жизнеутверждающим опытом, уникальным, острым и мудрым взглядом на мир. Но, говоря на этом особенном языке, мы рассказываем не об исключительности, а об общечеловеческом. Наши спектакли — это истории о поиске себя, о памяти, которая живет в каждом из нас, о семье, о любви и о том, как юмор и ирония помогают выжить даже в самых сложных обстоятельствах». 

Официально «Шалом» существует с 1988 года, хотя считает себя преемником знаменитого Московского ГОСЕТа — Государственного еврейского театра, работавшего в столице с 1921 по 1949 год. Первая же премьера на этой сцене сто лет назад заставила весь город говорить о новом театре. «Вечер у Шолом-Алейхема» ставил режиссер Алексей Грановский, а костюмами и декорациями занимался  Марк Шагал. Кстати, великий художник также оформлял интерьеры театра. На монументальное панно «Введение в еврейский театр» и картины у него ушло меньше двух месяцев. Сегодня эти работы можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу. 

Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Спектакль «Труадек», 1927 год

В 1929 году ГОСЕТ возглавил легендарный актер и режиссер Соломон Михоэлс, чье имя также связано с работой Еврейского антифашистского комитета. Во время Второй мировой войны организация призывала евреев всего мира помогать СССР в борьбе с Германией и собрала миллионы долларов для армии. Финал истории печальный. К концу 1940-х комитет приобрел большое влияние в США и Европе, поэтому в 1949 году Михоэлс был убит (считается, что по личному приказу Сталина), а театр и организацию закрыли. 

С наследием Михоэлса позднее работал Московский еврейский драматический ансамбль, появившийся в начале 1960-х. Но официальный статус театра, собственное здание и название «Шалом» труппа получила только к концу 1980-х. 

В 1990-е и в начале 2000-х сцена на Варшавском шоссе регулярно давала премьеры. Кризис случился в 2014-м: здание театра закрылось на ремонт, обернувшийся долгостроем. Труппа кочевала по чужим площадкам и мало чем удивляла зрителя, но с приходом нового худрука Олега Липовецкого в 2021 году для «Шалома» началась новая эра. 

Зачем идти в «Шалом» сейчас

Новое здание театра «Шалом»

Липовецкий довел до конца затянувшийся ремонт: в 2023 году актеры вернулись на родную сцену на Варшавском шоссе. А в начале 2025-го «Шалом» открыл новое здание рядом с метро «Менделеевская», где работают сразу две сцены. Старое тоже осталось за театром. Расширяться пришлось из-за возросшего в геометрической прогрессии числа зрителей, устремившихся в театр за последние пару лет.

Олег Липовецкий
Художественный руководитель театра «Шалом»

«Сегодня „Шалом“ — это театр, который, сохраняя корни, стремится говорить со зрителем на языке, который ему понятен и интересен. Это проявляется во всем: в смелом выборе материала, в приглашении как признанных мастеров, так и молодых режиссеров, привносящих свежий художественный взгляд. Мы активно расширяем свои границы — и творческие, и физические.

Наша цель — быть и оставаться открытой театральной площадкой, которая стремится к диалогу со всем городом.

Мы верим, что театр — это место, где можно и нужно вместе искать ответы на самые важные вопросы современности. И мы приглашаем каждого в этот диалог».

Липовецкий сделал ставку на новый репертуар и заметных для отечественной сцены режиссеров. В числе молодых, но уже заметных постановщиков, работающих с «Шаломом», Саша Золотовицкий, Мурат Абулкатинов, Филипп Гуревич, Галина Зальцман, Ярослав Жевнеров. 

Липовецкий и сам ставит в «Шаломе». 22 ноября состоится премьера спектакля «Последние», основанного на одноименной пьесе Максима Горького. Персонажи — члены одной семьи разных поколений, не находящие друг с другом общего языка. Конфликт отцов и детей происходит на фоне драматических событий первой русской революции 1905–1907 годов. 

Последние
Спектакль / ноябрь - январь

Что еще посмотреть в «Шаломе»

Выбор «Афиши Daily»

«Натан Мудрый»

Действие пьесы Лессинга, написанной в 1779 году, разворачивается в Иерусалиме XII века, а спектакля Петра Шерешевского — и вовсе в наши дни. Богатого иудея режиссер помещает в мастерскую по утилизации покрышек, а диалоги перемежает зонгами по текстам современного израильского историка Юваля Ноя Харари. В центре сюжета двое влюбленных — представителей разных конфессий. Создатели спектакля задаются вопросом о возможности мирного сосуществования трех авраамических религий (иудаизма, ислама и христианства), всматриваясь через конфликты прошлого в нынешнюю геополитическую ситуацию. 

Натан Мудрый
Спектакль / ноябрь - январь

«Жирная Люба»

В центре истории — автофикшн Олега Липовецкого. На сцене он рассказывает о детстве и юности, микшируя жесткие подробности школьного буллинга с удивительным юмором и нежностью. За полтора часа мы узнаем, как из робкого толстого еврейского мальчика, которого дразнили «жирной Любой», он вырос в дерзкого неформала, а теперь и вовсе в художественного руководителя «Шалома». Этот спектакль, пожалуй, главный хит театра.

Жирная Люба
Спектакль / январь

«Поезд жизни»

Летом 1941 года евреи из одного штетла в Восточной Европе узнают, что скоро их местечко будет занято нацистами. Они решают пойти на опережение и депортировать самих себя на поезде через Россию в Палестину. Отчаянную, дерзкую и страшную историю о том, как целый городок бросил все, купил поезд, загрузился в него и позволил односельчанину, переодевшись в нациста, их конвоировать, режиссер Галина Зальцман видит как потешно-зловещий роуд-муви. Она создает ироническую оду жизни как таковой, которая неожиданно может искрить юмором, жаром политических споров, любовью и страстью, даже если ваш поезд в огне. 

Поезд жизни
Спектакль / ноябрь - январь
Расскажите друзьям