Иконы

Фредди Меркьюри продал душу дьяволу — и другие теории о смысле песни «Bohemian Rhapsody»

Фото: Queen
Ровно 50 лет назад группа Queen выпустила свой главный хит — шестиминутную рок-оперу в миниатюре «Bohemian Rhapsody». Напеть одну из ее мелодий сможет любой, но никто достоверно не знает, о чем же эта песня. Зато есть несколько теорий разной степени безумия. Вот самые интересные из них.

Это песня про сделку с дьяволом

Самая мрачная теория связана с оккультными мотивами — не зря ведь песня была выпущена на Хэллоуин. Согласно этой теории, Фредди Меркьюри в тексте признается в том, что продал душу дьяволу в обмен на талант. Убийство, о котором поется в первом куплете, — метафора: лирический герой признается в том, что убил собственное невинное «я». А в оперной секции ангелы и демоны бьются за душу Меркьюри: «Let him go!»/«We will not let you go!» При чем же тут Богемия в названии? Возможно, дело в том, что именно в Богемии Иоганн Гёте работал над «Фаустом», главной версией сюжета о сделке с дьяволом.

Это песня про Богемскую рощу

Еще одна конспирологическая версия связывает песню с закрытым элитным Богемским клубом и принадлежащей ему Богемской роще в окрестностях Калифорнии. Этот частный мужской клуб был основан в 1872 году. Каждый июль в нем собираются самые влиятельные люди мира: политики (в том числе президенты США), бизнесмены, руководители спецслужб, деятели искусства. Попасть в клуб невероятно сложно, и даже если удастся пройти отбор, очереди придется ждать годами. Разумеется, с клубом связаны безумные слухи: якобы там проходят оккультные ритуалы и обряды, которые, как верят поклонники этой теории, метафорически описаны в песне. Увы, кроме слова Bohemian в названии, ничего общего с клубом у трека нет.

Это песня о «Постороннем» Альбера Камю

Самая литературная теория связывает «Богемскую рапсодию» с романом Альбера Камю «Посторонний». В нем алжирский француз Мерсо, как и лирический персонаж песни, убивает человека — случайно, безо всякой причины, — и жюри присяжных приговаривает его к смертной казни. Холодный и бесстрастный, под стать безразличной в его понимании Вселенной, герой Камю контрастирует с эмоциональной арией героя «Рапсодии», который не хочет умирать и «порой мечтает никогда не рождаться». Сам Меркьюри, будучи культурно просвещенным человеком, не любил читать и считал книги тратой времени, так что неизвестно, был ли он вообще знаком с сюжетом Камю. Но даже если эта версия верна, «Посторонний» вдохновил множество других музыкантов — от Роберта Смита с его песней «Killing an Arab» до Егора Летова, певшего об «искусстве быть посторонним».

Это песня о сексуальной идентичности

Само собой, многие слушатели видят в песне попытки Фредди Меркьюри примириться со своей сексуальной идентичностью — так, в частности, считал один из его партнеров. Согласно этой трактовке, музыкант «выходит из шкафа», но при этом, будучи воспитан в религиозной зороастрийской семье, чувствует конфликт между верой и своими чувствами. Отсюда и повторение слова «Бисмиллях» ( в переводе с арабского — «Во имя Аллаха». — Прим. ред.), и упоминание Вельзевула, который выделил целого дьявола для того, чтобы после смерти наказывать лирического героя.

Это песня ни о чем

Иногда песня — это просто песня. Именно так утверждает диджей Кенни Эверетт, который был близким другом Меркьюри. Именно благодаря его усилиям шестиминутная «Богемская рапсодия» стала хитом: не слушая предупреждений автора, Эверетт поставил песню в радиоэфир, проиграв четырнадцать раз за два дня. В результате ни на что не похожий трек возглавил британские чарты, показав, что поп-музыка не обязана укладываться в стандартный формат «три с половиной минуты и структура попроще». Если верить Эверетту, Меркьюри признался, что текст песни — это «случайная ритмичная чепуха». Может, и так — в этом случае Меркьюри сумел придумать самую прекрасную чепуху на свете.

Расскажите друзьям