«Евгений Музалевский» в Alina Pinsky Gallery
До 15 ноября

Первая персональная выставка Евгения Музалевского в Галерее Алины Пинской состоялась два года назад. Это был масштабный обзор произведений, созданных с 2017 по 2021 год. В этот раз экспозицию составят более 30 работ немецкого периода (в настоящий момент художник учится в Институте искусства и дизайна в Оффенбахе). Написанные в 2022–2023 годах, они не похожи на полотна предыдущих лет. По сравнению с картинами, созданными в России, — дикими, нервными и интенсивными — произведения последних лет кажутся более структурированными и отрефлексированными.
Центральной в экспозиции стала картина «Дураки», навеянная историей обэриутов. Разномасштабные «окошки», в которых Евгений размещает свои образы, напоминают стекла витражей, где, добавляя к живописи масляными красками пастель, Музалевский добивается множественных вариаций оттенков внутри одного цвета.

«Аня Желудь. Вдох выдох» в МАММ
До 30 ноября

На выставке собраны значимые работы одной из самых ярких российских художниц XXI века Анны Желудь, ушедшей из жизни в 2025 году. Ретроспектива охватывает более двадцати лет ее творчества: от ранней живописи до известных инсталляций, где Анна воссоздавала контуры бытовых предметов из железных прутьев. Это метафора невидимых связей, окутывающих мир и людей в нем. Также в экспозиции можно увидеть знаменитую серию маленьких картинок: на сером фоне из белого проступают лаконичные слова, написанные детским почерком: «вход» и «выход», «вдох» и «выдох».

«Цветок осенний» в Музее Вадима Сидура
До 30 ноября

Четвертый проект Музея Вадима Сидура в серии, посвященной метафорическому образу цветущего сада как символу потерянного и обретенного рая. На этот раз со скульптурой и графикой Сидура в диалог вступают фотографии Полины Рукавичкиной. Художница обращается к темам творческого одиночества и ремесла, находя отклик в идее внутренней свободы и особого художественного пути Сидура. Главный визуальный мотив выставки — «железный цветок» — предстает в качестве аномалии в привычном порядке вещей. Он символизирует культуру как пространство напряжения между видимой неподвижностью и скрытым движением.

«Владимир Немухин. Игра в абстракцию» в Новой Третьяковке
С 11 ноября

К столетию мастера Третьяковка проводит ретроспективу одного из классиков второй волны авангарда — Владимира Немухина, который более двадцати лет сотрудничал с галереей и занимался формированием ее коллекции неофициального отечественного искусства. Экспозиция охватывает все этапы его творческого пути: от ранних работ конца 1950-х до произведений 2000-х годов. Представлены живопись, графика, а также редкие образцы декоративно-прикладного искусства, включая малотиражный фарфор. Особое место занимают скульптурные эксперименты художника: геометрические конструкции из дерева и мемориальные композиции — посвящения современникам. Впервые покажут личные документы, фотографии и письма, позволяющие глубже понять внутренний мир Немухина и проследить эволюцию его творчества.

«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах» в «ГЭС-2»
С 13 ноября

Новый масштабный проект в «ГЭС-2» исследует образы Античности и Средневековья в произведениях мастеров прошлого и настоящего. Кураторы Дмитрий Белкин, Андрей Паршиков и Анна Ильченко предлагают проверить на прочность стереотипы о том, что Древняя Греция — это нерушимый эстетический эталон, а Средние века — время всеевропейского упадка. Живопись выпускников Императорской академии художеств — Ивана Акимова, Федора Бронникова, Александра Иванова — будет соседствовать в экспозиции с произведениями как их идеологических наследников в лице Тимура Новикова, так и критиков-постмодернистов и современных авторов.
Специально для выставки созданы пять новых работ. Например, гобелен Тани Пёникер «Пляска смерти» переосмысляет традиционный сюжет о цикличности жизни и смерти в контексте непрекращающегося апокалипсиса. А инсталляция Алексея Громова исследует, как средневековые формы стали питательной средой для авангарда.
«Из Пекина в Москву: диалог культур» в Третьяковской галерее
С 19 ноября

Масштабная выставка китайской живописи — совместный проект с Национальным музеем Китая. Из Пекина в Москву привезли 91 предмет, в центре внимания — эпоха династий Мин и Цин (XIV–XIX века), ставшая высшей точкой расцвета изобразительного искусства в Китае. Свитки, альбомы, веера и другие произведения демонстрируют не только техническое мастерство, но и образ жизни различных социальных групп. Еще больше погрузиться в философию страны помогают тактильные и интерактивные элементы: рисунки, напоминающие о садах литераторов, «Стена вееров», воссоздающая атмосферу лавок, и портрет Конфуция в обстановке традиционной классной комнаты.

«Все на улицу!» в Lumiere Gallery
До 1 марта

На выставке собрали работы ведущих мастеров XX–XXI веков из коллекций Фонда Still Art и Lumiere Gallery, чтобы показать развитие уникальной уличной съемки в жанре модной фотографии. Здесь можно увидеть семнадцать оригинальных отпечатков зарубежных мэтров. В их числе Норман Паркинсон, Мелвин Соколски, Ормонд Джилья, Хельмут Ньютон, Ги Бурден, Патрик Демаршелье. Эти работы не только фиксируют моду, но и отражают важные социальные и культурные изменения своего времени.

«Лаки. Большая история в миниатюре. Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» в музее «Новый Иерусалим»
28 ноября — 24 мая

Проект знакомит с четырьмя центрами лаковой миниатюры: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй. В создании экспозиции участвовали крупнейшие музеи России. В трех просторных залах представлено около трехсот работ: от шкатулок до декоративных панно, посвященных русской истории и духовным традициям. Выставка демонстрирует многогранность этого искусства, объединяя наследие прошлого с работами современных мастеров.

Фестиваль «Здесь и сейчас»
До осени 2026 года

Ежегодный фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас» в седьмой раз преобразует городское пространство Москвы. Впервые в проекте принимают участие иностранные художники: например, белорусская мастерская «Эхо» представила в «Сколково» арт-объект «Лунная долина», плетенный из лозы. А в ноябре здесь появится произведение «Размышление о происхождении человека» Антона Смита из ЮАР. Это первая работа художника в России, где он создает иллюзию движения через композиционный ритм, играя с восприятием зрителя.

