«Проверка моей невиновности»
Джонатан Коу

Тот самый случай, когда техника «я надела все лучшее сразу» оправданна. Ведь позволить себе скрестить в одной книге уютный детектив, темную академию и автофикшн может только гениальный писатель — например, Джонатан Коу, автор знаменитого «Дома сна». «Проверка моей невиновности» — детектив в трех частях с фирменной сатирой, кочующей из романа в роман.
Политический исследователь Кристофер Сванн много лет копает под теневой кабинет «Процессус», консультирующий британское правительство по самым острым и радикальным политическим решениям. Пытаясь доказать его существование, Кристофер проникает на конференцию партии консерваторов. Конечно же, в джунглях жизнь не шутка, и его убивают. А вот кто и зачем это делает, мы узнаем с помощью тех самых трех жанров.
Что касается сатиры и юмора, сложно пройти мимо шутки про британцев, придумавших жанр «уютного детектива». «Не думаю, что есть в мире другая такая страна, где предмет лютого изуверства можно взять и переименовать в „уютный“. Это очень по-британски, неким неопределимым манером». Приготовьтесь к тому, что Коу там вообще много смеется: над бумерами, зумерами, литературным миром и миром вообще. Ну и над самим собой, конечно.
«Посох двуликого Януса»
Александра Маринина

Кто-то скажет, что великая Александра Маринина и технологии будущего — максимально полярные полюса. И будет прав. В ее новой книге странно читать про 2090 год, визоры, технологию «тоннель в прошлое» и подпольное движение «ретро» за все человеческое против роботизированного. Но все встает на свои места, когда приходит понимание, что на самом деле хотел сказать автор.
«Посох двуликого Януса» про «двадцатые годы — сложный период, там все неоднозначно». В самом деле, почему заявки на тоннель из будущего в двадцатые годы постоянно отклоняются? В эти самые двадцатые и потом еще полвека гремела книга известного писателя Федора Стражалковского про загадочные преступления XXI века. Большие роялти, права на экранизации и ток-шоу — пятьдесят лет все было прекрасно, пока в сети не появился слушок, что Федор неправ и все его расследования липовые. Сын Стражалковского не может допустить падения доходов, поэтому платит огромные деньги за билет в тоннель.
Специально обученный агент должен вернуться в 2024 год, в обычную московскую квартиру. Его задача — доказать, что в двойном убийстве девушки-блогера и подполковника в отставке на самом деле виноват ее ревнивый бывший молодой человек. Именно так утверждал Федор Стражалковский в книге, и совсем другое написано в следственных документах. Но почему такую простую заявку раз за разом отклоняют? Кто не хочет, чтобы рейс в двадцатые состоялся?
«Смерть в пионерском галстуке»
Эльвира Смелик и Екатерина Горбунова

Простой, но атмосферный мистический триллер с кликбейтным названием, который женит «Пищеблок» Алексея Иванова и «Первый отряд» Анны Старобинец. Семь школьников и два инструктора отправились в лесной поход. Продумали абсолютно все, кроме того, что внезапный ливень разрушит мост и выбираться придется окольными тропками. Этот маршрут приведет ребят к заброшенному летнему лагерю «Лесной». Тому самому, где двенадцать лет назад начали странным образом пропадать дети. Найденный в лагере дневник поможет подросткам пролить свет на темные тайны прошлого. Как обычно, «если копнуть поглубже, разобраться, не найдешь никакой мистики, а всему виной окажутся людская жестокость, жадность, расчет и вранье».
«Агнес»
Хавьер Пенья

«Агнес» — жестокий триллер о том, как противно все устроено в писательских и журналистских кругах. Испанский автор Хавьер Пенья вращался и в тех, и в других и не стесняется честно рассказать о том, что его бесит.
Агнес не особо удачливая культурная и литературная обозревательница. О чем ей неустанно повторяет мама, которая потом удивляется, а чего же дочь так много пьет и не особо горит желанием общаться с семьей. С самооценкой у Агнес действительно беда, поэтому она любит, умеет и практикует вызывающие публичные эскапады. Одна из них приводит к пьяному спору с боссом о том, что кумир девушки, писатель Луис Форет, — живой человек, а не литературная мистификация. Слово за слово, два вспыльчивых человека договорились до того, что у Агнес больше нет работы, зато есть заказ достучаться до Форета (раз уж он живой) и написать его биографию.
Наутро Агнес просыпается с похмельем и ощущением, что дело пахнет керосином. Луис Форет слишком быстро для литературной мистификации отвечает простым человеческим голосом. Завязывается переписка, в ходе которой Агнес начинает догадываться: она втянута в какую-то странную игру, чьи правила непонятны и, видимо, ей о них никогда не расскажут. Выбраться бы живой.
«Птенчик»
Кэтрин Чиджи

В начале нового учебного года, конечно, самое то читать триллер про школьную травлю и психологическое давление с летальным исходом. Но «Птенчик» Кэтрин Чиджи увлекателен и слишком крепко затягивает в свою липкую паутину, чтобы просто пройти мимо.
Двенадцатилетняя Джастина с отцом пытаются жить свою тихую жизнь вдвоем. Готовят обеды, смотрят дурацкие конкурсы красоты и стараются не замечать пустого третьего стула, где всего год назад сидела любимая жена и мама. И надо такому случиться, что в самое уязвимое время они встречают миссис Анжелу Прайс, новую учительницу Джастины. Она умна, красива и эмпатична. Миссис Прайс пьет невиданные молочные коктейли, одета с иголочки, не лезет за словом в карман, а к детям никогда не обращается «дети». Только «люди». Естественно, подростки (и не только) млеют и дружно заглядывают учительнице в рот.
Тех, кто особенно выслуживается, Анжела Прайс называет своими «птенчиками». Кажется, что Джастине и ее подруге Эми это звание не грозит, слишком уж они незаметные. Но пока Джастина в душе мечтает о заботе и ласке новой учительницы, чтобы хоть как-то заменить потребность в матери, прозорливая Эми видит миссис Прайс насквозь. И пытается донести до остальных, что никакой перед ними не ангел, а страшный манипулятор. Но кто поверит какой-то там девочке? Детективная интрига здесь минимальна, а вот психологический пласт размером с внушительную шахту, в которой копать и копать, думая об уязвимости детской психики, прощании с детством и его иллюзиями.
