Искусство

8 кураторов современного искусства, о которых нужно знать

Собрать хорошие работы на выставке — это лишь полдела. Куда сложнее обнаружить в них новое звучание и заразить этой идеей зрителя, особенно когда речь о не всегда понятном концептуальном совриске. Рассказываем, кто из российских кураторов делает это мастерски и за чьими проектами действительно стоит следить.

Алексей Масляев

Человек, которого в арт-среде знает буквально каждый. Уже не первый год Масляев курирует Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow — тот самый, что определяет победителей (художника, институции и музей года), а затем создает их стенды на ярмарке. Он же отбирает работы для ежегодных предаукционных выставок, то есть непосредственное влияет на весь российский арт-рынок. Масляев много преподает, а еще несколько раз выступал тьютором молодых авторов в «Открытых студиях» на «Винзаводе». Помимо этого, в его послужном списке — множество сильных выставочных проектов не только в Москве и Петербурге, но и по всей России: в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге.

Масляев любит анализировать понятия, очень созвучные нашей современности здесь и сейчас. Так, в 2013 году на выставке «Завтра воды не будет» он пригласил художников высказаться о современном прочтении понятия «ритуал» и его значимости в повседневной жизни. Выбор темы оказался настолько злободневным, что выставку сразу номинировали на две самые престижные премии в сфере современного искусства — «Инновацию» и Премию Сергея Курехина. А в 2023 году в Петербурге Масляев тематизировал сильно изменившееся сегодня понятие «встреча» на выставке «Я всегда знал, что мы встретимся» в пространстве «Третье место».

Катя Бочавар

Сокуратор одного из сильнейших московских арт-проектов 2025 года — выставки «Будущее воспоминаний» в особняке Демидовых, куда этой весной было не попасть, а сроки проведения несколько раз продлевались. «Фанерный летний сад» Шишкина-Хокусая, невесомое «Облако и веретено» Тишкова, совершенно инопланетная инсталляция Сергея Катрана о формуле мирового времени — филигранно подобранные работы современных художников казались созданными специально для того, чтобы рассказать историю семьи Демидовых и дальнейшую судьбу их богатого дома.

Бочавар — дизайнер российского павильона на 53-й Венецианской биеннале в 2009 году, дважды лауреат Премии Сергея Курехина (в 2010 и 2018 годах), за ее плечами более ста выставочных, перформативных и театральных проектов в России и за рубежом. Многие из них хорошо известны, например, большой смотр современного искусства «Здесь и сейчас!» в московском Манеже в 2018 году и «Выкса-фестиваль» в 2023 году, арт-директором и куратором которого тоже выступала Катя Бочавар, выбрав тему «Все включено».

Ирина Горлова

Еще один куратор, чьи проекты вам точно знакомы. В 2017–2024 годы Ирина Горлова возглавляла отдел новейших течений в Третьяковской галерее, организовывая все классное и современное, что делала галерея на поприще актуального искусства в начале 2020-х, от беспрецедентной для России международной выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (над которой работали одиннадцать международных кураторов) до экспозиций современного искусства в Парке Малевича.

А вообще, за всю карьеру, включая двадцать лет в ГЦСИ, Горлова реализовала более пятидесяти кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства. Например, в 2018 году курировала выставку «Русский авангард: пионеры и „наследники по прямой“» в Дохе, а в 2024 году — проект «Творит чудеса» в Дакаре, первую столь крупную выставку российского совриска на африканском континенте. А из последних громких — «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», ретроспективу современного искусства России более чем за полвека, которая недавно проходила в ММОМА.

Александр Дашевский

Этот петербургский художник делает выставочные проекты еще с 2007 года, но в полной мере раскрылся как куратор со своим узнаваемым почерком за последние годы сотрудничества с московским Музеем AZ. Все началось с триумфальной выездной выставки «Симпатические взаимодействия», которая открылась в октябре 2023 года в Иваново. Там Дашевский собрал произведения, созданные с 1960-х годов до наших дней, в которых так или иначе прослеживается влияние идей Ренессанса. И с помощью них трактовал различные понятия из философии гуманистов вроде гуморов, апокалипсиса, астрологии и физиогномики, разбираться в чем было страшно интересно.

А с сентября 2024 года Дашевский одну за другой выпускает выставки в новом Центре современного искусства AZ/Art: проект «Третье ухо» — о взаимодействии человека с музыкой, эмоциональном и институциональном, ретроспективы Анатолия Белкина и Владимира Яковлева. Каждый проект — своеобразная интеллектуальная игра с замысловатой многоступенчатой концепцией куратора, в которой действительно интересно копаться.

Катрин Борисов

В послужном списке Борисов — более семидесяти выставок, которые проходили под ее руководством или кураторством, а также работа и с мастодонтами российской арт-сцены, и зарубежными авторами. В 2003 году Катрин курировала выставку французского фотографа Жиля Бенсимона в Петровском пассаже в Москве и Строгановском дворце в Санкт-Петербурге. А с 2010 года занимает пост арт-директора фонда и галереи Ruarts, где раньше на каждый день рождения институции привозили выставку мировой звезды вроде Спенсер Туник или Кимико Ёсида. Сегодня здесь же Борисов выпускает масштабные проекты, которые собирает на основе коллекции фонда сама или вместе с приглашенными кураторами, например, «Нити» с Ниной Гомиашвили и исследование китча в совриске «Чересчур» с Алексеем Масляевым.

Под ее личным кураторством в Ruarts были открыты выставки «Мягкая Родина», «True Ли», «Всё в сад!», и «Шепот линий, шум цвета», где Катрин раскрывает многослойное понятие абстракции через работы российских авторов — от шестидесятников до художников уличной волны. Но любимый медиум Борисов — фотография, поэтому среди экспозиций, которыми гордится, она всегда называет два музейных проекта: «Сталь. Стекло. Бетон.» Михаила Розанова в Музее архитектуры им. Щусева и выставку «Zeitgeist» Сергея Борисова в ММОМА.

Даша Ярцева

Пока еще не такой маститый, но перспективный независимый куратор. Четыре года Ярцева работала в галерее «Сцена», где и создала свой дебютный кураторский проект — групповую выставку «Ровно в полночь». Это еще одно осмысление ритуала в контексте художественных практик авторов основного пула галереи: Кирилла Гаршина, Леши Таруц, Антона Кушаева, Игоря Самолета и т. д. А в 2022 году вместе с Ирой Шульженко открыла Deep List — собственный проект нового формата, который одновременно осуществляет кураторский отбор и быстрый ответ коллекционеру, сохраняя независимую среду для художников. Стенд Deep List можно было увидеть уже и на Blazar, и на Cosmoscow, а с 2024 года проект — резидент пространства «Рихтер».

Сама Даша также занимается художественными исследованиями и провела лето 2024 года в нижегородской резиденции Futuro Air, где изучала местные народные промыслы, символизм которых сегодня все чаще становится основой для художественных практик.

Роман Шалганов

Куратор-философ, которого в арт-тусовке называют будущим Хансом Ульрихом Обристом. Шалганов делает весьма успешные проекты в галереях M.A.R.S.H, «ГРАУНД Солянка» и Elohovskiy. Летом 2024 года он курировал масштабную коллективную выставку в большом выставочном зале Cube. Moscow, показывая, как по-разному фигура «ничтожно малого» может раскрываться в художественных практиках.

Еще он несколько лет был идеологом и куратором проекта «Ниша» — это сложное исследование нонспектакулярного искусства, которое Шалганов проводил в Cube.Moscow в 2022–2023 годах. Сейчас там же ведет цикл лекций «Интерпретации», где очень понятно объясняет с точки зрения философии, как можно интерпретировать знаковые художественные произведения от древних времен до наших дней.

Андрей Василенко

Василенко входит в команду кураторов фонда V–A–C аж с 2019 года, еще до открытия«ГЭС-2». И с тех пор курировал многие проекты Дома культуры. Задача куратора — обратить внимание зрителя на тему или мысль, неочевидную в рутинной жизни, и эту жизнь немножечко изменить, хотя бы на один вечер. И Василенко удается такие темы филигранно откапывать, очень четко попадая в нерв времени. Например, «Закат в сто сорок солнц» в конце 2023 года оказывался проектом не только про изучение масштабов и устройства Вселенной, но и про каждого из нас лично, что актуально в эпоху самопознания.

А открывшаяся весной 2024 года выставка «Уроки радости и боли» про режиссера Динару Асанову, лейтмотив которой — подростки, улица и межличностные отношения, совпала с хайпом сериала «Слово пацана». Известный факт: выставки планируются на год вперед, поэтому можно сказать, Андрей предугадал запрос, но оставил зрителю пространство для рефлексии.

Расскажите друзьям