Какими будут города
Вероятно, очень большими. По данным ООН, в 2008 году впервые в истории доля городского населения планеты превысила долю сельского населения. Организация прогнозирует, что к середине столетия две трети популяции превратятся в городских жителей. Указывает ООН и на стремительный рост числа мегаполисов. В середине XX века Нью-Йорк стал первым городом с населением свыше 10 миллионов человек. Сейчас таких мегаполисов 28, а через пять лет будет более 30.
В нашей стране тоже высок уровень урбанизации. Росстат подсчитал, что в 2025 году трое из четырех россиян проживают в городах. Люди продолжают покидать деревни в поисках новых возможностей для карьерного роста, лучшего доступа к медицине и образованию, вариантов для досуга.
Население мегаполисов постоянно увеличивается. Сергей Собянин озвучил прогнозы столичных властей: к 2030 году в городе будут проживать 14 миллионов человек. А во всем Московском регионе (то есть город вместе с областью) — 23 миллиона.

Как мы будем перемещаться
За счет стремительно развивающейся системы общественного транспорта, люди будущего, вероятно, будут реже пользоваться личными автомобилями. А способов попасть из пункта А в пункт Б станет больше.

«Главное — это транспортная доступность. Должно быть удобно приехать из окружения города, в случае Москвы — из Подмосковья и дальних районов. Мы видим большие планы уже сегодня: за последние несколько лет развились городские железные дороги, метро, водный транспорт. Становится больше скоростных магистралей — и железнодорожных, связывающих Москву с миллионниками, и шоссейных дорог, которые обеспечивают более эффективную связь с городами вроде Тулы, Калуги, Серпухова и Твери».

«На мой взгляд, в городах будущего будет меньше автотранспорта. Это может удивительным образом повлиять на городские пространства. С одной стороны, города продолжат свою активную жизнь, с другой — станут местами для более созерцательной жизни, а не динамичного перемещения.
Города станут более децентрализованными, поскольку, опять же, развивается транспортная связность, увеличиваются скорости, а мы знаем, что город — это час от центра к его границе. Вот это, собственно, и есть город. Скоро за час мы сможем добраться из Москвы до Владимира — если, конечно, Владимир не станет частью Москвы».

Наринэ Тютчева также отмечает, что развитие технологий способно привести к появлению дронов и других малых летательных средств на улицах. Вряд ли в ближайшие годы мы увидим воздушное такси из «Пятого элемента», но гаджеты начнут использовать для доставки. Например, в Якутии «Вкусвилл» отправляет продукты дронами уже сейчас.
Современные мегаполисы критикуют за пробки, нехватку жилья, недостаток зеленых зон, сложность утилизации тонн мусора и другие проблемы. В ответ на многие из этих вызовов профессор Сорбонны Карлос Морено в 2015 году предложил концепцию «пятнадцатиминутного города», где горожанин живет в пешей доступности от магазинов, школ, поликлиник, аптек, а в идеале — и от работы. В итоге люди тратят меньше времени на дорогу, снижается нагрузка на транспорт, улучшается экологическая ситуация. В основе концепции Морено лежат нормы градостроительства, которые десятилетиями использовались в разных странах, в том числе и в СССР.
Некоторые урбанисты и архитекторы критикуют «пятнадцатиминутный город» за то, что он не всегда соотносится с реальной застройкой и даже может приводить к социальной изоляции отдельных районов. И все же именно эта концепция лежит в проектах развития крупных европейских городов вроде Парижа и Барселоны. Ориентируются на нее и российские специалисты.


«Теория „пятнадцатиминутного города“, когда у тебя рядом все, что нужно для жизни, станет очень актуальной. Вероятно в будущем значительно поменяется и жизненный уклад. Уже сейчас люди выбирают место для жизни не рядом с работой, а совершенно по другим критериям. Во-первых, многие работают удаленно, во-вторых, средства транспорта позволяют быстро преодолевать пространство. Выбор человека — это хорошая экология, добрые соседи, безопасность, вид из окна и социальные сервисы рядом. Наверное, это принципы, по которым города будут в дальнейшем структурироваться».
В каких домах мы будем жить
В разных. Эксперты, с которыми поговорила «Афиша Daily», не берутся прогнозировать, застроят ли каждый клочок земли небоскребами или станет популярным малоэтажное строительство. А вот в чем архитекторы уверены, так это в росте ценности исторической застройки. Возможно, многие проекты будут создаваться на стыке прошлого и современного.


«Во всем мире доля исторической городской застройки снижается — это следствие ускоряющегося роста городов. С другой стороны, посмотрите, как много городов пытаются копировать историзм. Но оригинал всегда вне конкуренции. Поэтому, например, для Петербурга историческая застройка — это ценнейший конкурентный ресурс на века вперед.
В Северной столице есть много мест под строительство даже в центре — например, старые промзоны. На этих территориях можно создавать город будущего, реализовывать смелые архитектурные решения, так как исторические территории часто имеют ограничения только по высотности. В мире достаточно примеров того, как интеграция старого и нового дает лучший результат, чем новостройки. Поэтому историческое наследие — это не ограничение, все зависит от качества управления этим уникальным ресурсом. С ним просто нужно уметь работать».
В числе победителей премии «Архитектон» — проект «Мануфактура James Beck». Рядом с бумагопрядильной мануфактурой начала XX века построили современный жилой комплекс. При этом новое здание «не спорит» с соседом, а за счет формы, структуры и отделочных материалов выступает с ним в диалог. Подобная архитектура может стать более частым явлением, чем сейчас.

Есть надежда и на то, что в городе будущего количество зеленых зон станет больше. По словам Антона Финогенова, благоустройство и курс на улучшение экологической ситуации уже становятся частью стратегии развития городов и бизнес-модели для девелоперов.

«Озеленение исторического центра города не менее важно, чем его реконструкция; нужно переводить часть промышленных территорий под парки. Тем более уже есть доказанные модели развития, которые показывают рост доходов бюджета и прибыли от проектов застройки благодаря строительству пешеходных набережных или парков».
В какой школе будут учиться дети
В списке проектов, победивших на «Архитектоне», представлен комплекс для гимназии им. Евгения Примакова. Основатель «Студии 44», разработавшей здание, Никита Явейн объясняет, что архитекторы подошли к нему как к школе будущего. По мнению Явейна, в современной системе образования коммуникация играет даже более важную роль, чем чтение лекций и последующая проверка усвоенного.

«Сегодня в интернете можно найти все, в том числе и лекционные курсы — и даже получше, чем у твоих учителей. Но эти виртуальные курсы не дают главного — образования. Потому что образование — это еще и социализация, умение общаться с людьми, учиться у них. Для подобного подхода требуются другие пространства.

Мы задумали многофункциональное пространство, которое может использоваться как концертный зал на тысячу мест, а также как место встречи для преподавателей, учеников и их родителей. На одной территории можно почитать книгу в библиотеке, выпить кофе, побегать, посидеть, подготовить задание. Идея в том, что это единое пространство заменяет актовый зал, библиотеку, кафе и рекреацию в общем смысле слова».
Как мы будем отдыхать
Город будущего отойдет от концепции единого центра. Все больше мест, притягивающих внимание всех горожан, а не только жителей района, появятся на вчерашней периферии. Это уже случилось с реконструированным в Петербурге «Севкабель Портом» — некогда забытая окраина Васильевского острова сегодня привлекает толпы местных и туристов. Удачные примеры есть и в Москве: на месте завода ЗИЛ рядом с новостройками разбит парк «Тюфелева роща». В декабре в этом квартале откроется музей современного искусства «Коллекция».
Айрат Багаутдинов также отмечает тренд на рост числа культурных институций в городском центре. За последние годы в Москве открылись Музей русского импрессионизма, «ГЭС-2», центр «Зотов» и другие точки на музейной карте. У горожан очевидно растет спрос на культурный досуг.


«Многие функции можно выполнять, сидя дома. Работаешь дистанционно, а курьер тебе привозит все: от продуктов до одежды. Значит, город становится местом, куда ты ходишь, чтобы потребить культуру и историю, встретиться с друзьями, просто посмотреть на горожан, показать себя (это концепция „города-театра“). Запрос общества требует того, чтобы город, особенно его центр, в большей степени наполнялся общественными пространствами и культурными институциями».
Придется также пересмотреть роль территорий, которые теряют старую функцию, либо требуют нового подхода.
Например, все больше людей считают условия содержания животных в зверинцах негуманным. Между тем для многих городов зоопарки — важная часть истории и архитектурного ландшафта, поэтому власти не готовы просто взять и их закрыть.
В рамках форума «Архитектон» молодой архитектор Ульяна Савельева, чья дипломная работа посвящена переосмыслению городского зоопарка, проводит дискуссию «Архитектура + зоология». Ульяна предлагает искать новые способы взаимодействия человека с живой природой. В качестве примера разбирают судьбу Ленинградского зоопарка.


«Зоопарки — очень сложная тема. Ленинградский зоопарк — безусловно, часть городской среды и важный исторический объект. Но сама форма, как мне кажется, требует трансформации.
Нужно искать гибридные форматы — что-то между заповедником и городским пространством, где животные выступают не объектами, а полноправными участниками среды. В конечном счете все зависит от того, с какой любовью и вниманием мы подходим к этой теме».
Ульяна предложила концепт «зоопорта», где животные содержатся в более близких к естественным условиям, а человек перемещается по заданному маршруту и не вмешивается в жизнь братьев наших меньших.
Почему нет одного будущего для всех городов
Как бы ни была хороша концепция «пятнадцатиминутного города» и другие предложенные инициативы, эксперты уверены: единый стандарт не придумаешь.

«Одного идеала города будущего не существует, потому что для каждого города будущее свое. Разные люди, регионы или сообщества по-своему представляют город будущего. Универсальный рецепт дать невозможно.
И все же, на мой взгляд, этот город будет прежде всего городом общения и городом пешеходных связей, коротких маршрутов и быстрых перемещений на большие расстояния. Это город совсем другого типа: не для автомобилей, а для людей».


«У разных городов и стран свои стратегии. Кроме того, сейчас не время модернизма, когда приходил Ле Корбюзье и говорил: „У меня есть ответ, как должны развиваться города на земле. Не важно, Москва, Чандигарх, Париж — все снесем, построим прямые перпендикулярные улицы“. В постмодернистской ситуации мы говорим о том, что у каждого свой подход и идеал, существует множество решений».
«Город сегодня воспринимается не как утопия, не как место создания идеального человека, общества или государства будущего. Он видится как сервис, должен быть удобен, функционален и отвечать требованиям современных людей».

«Идеальный город должен продолжать оставаться флагманом инноваций, объединяя образованных и талантливых людей, но одновременно снижать риски высокого социального расслоения и экологические угрозы. Как сверхидея, город должен быть вдохновляющим, безопасным, гуманным и находиться в гармонии с природой».

«Город всегда будет развиваться, он будет местом динамичных процессов. Кроме того, можно сколько угодно рассуждать о городе будущего, но понимать, что технологии развиваются с такой стремительностью, что предсказать, каким этот город будет в действительности, по-настоящему сложно».


