Увлекающийся осознанными сновидениями охранник (Джош Хатчерсон) после скандального увольнения (бросился с кулаками на посетителя ТЦ из‑за недоразумения) устраивается на новую работу в заброшенную детскую пиццерию. Каково же его удивление, когда очень криповая заброшка с потрепанными маскотами-аниматрониками на сцене оказывается не просто очень криповой, а смертельно опасной. Ведь по ночам медведь Фредди, лиса Фокси, утка Чика, зайчонок Бонни и безымянный кексик сначала оживают, а потом гоняются за любыми оказавшимися в пиццерии людьми, чтобы исполосовать их лезвиями. А еще они, кажется, как‑то связаны с таинственными детьми из постоянного осознанного сновидения героя, в котором он пытается разгадать тайну пропажи собственного брата.
Невероятно, но факт: мультфильм «Каникулы Гуфи» (также известен как «Гуфи-звезда») — главный источник вдохновения для хорроров 2023 года. Ведь сначала Патрик Уилсон сделал из пятого «Астрала» кринж-комедию про совместный роуд-трип папы и сына. А теперь на экраны вышли «Пять ночей с Фредди» — полнометражная версия жутко памятной сцены с поломанными аниматрониками из любимого ресторана Гуфи.
Впрочем, это всего лишь теория. Возможно, источником вдохновения для «Фредди» стал другой диснеевский фильм, снятый на рубеже веков, — «Деревенские медведи». Там медведи-аниматроники не были поломанными, но от этого не были менее криповыми. А может, тренд на исследование тайной жизни маскотов детских пиццерий запустил ютубер Шейн Доусон со своим крипипаста-расследованием про сеть ресторанов Chuck E.Cheese. Конечно, если подумать, оригинальная хоррор-игра «Пять ночей с Фредди» вышла и завирусилась за несколько лет до теорий заговора про Chuck E.Cheese. Поэтому и версию создателя игры (и сценариста нынешнего фильма) Скотта Коутона, мол, на шедевр его вдохновила реакция публики после его неумышленно криповых христианских игр
, можно принять на веру. Так или иначе, очевидно одно: франшиза «Пять ночей с Фредди», извращающая образы добрых маскотов, — идеальное попадание в нерв зрителей, чье детство пришлось на нулевые, то есть всех зумеров и младших миллениалов.
Но ведь никакой франшизы еще нет, это только первый фильм? Не совсем так. Даже если оставить за скобками тот факт, что в серии игр есть десяток номерных частей и куча спин-оффов, а феноменальный бокс-офисПрогнозируются сборы за уик-энд на уровне пятого «Индианы Джонса», бюджет которого был в 15 раз больше «Фредди». фильма в США практически гарантирует сиквелы, «Фредди» — уже франшиза, породившая сотни, тысячи часов видеоконтента. Речь не только о бесконечных стримах с подпрыгивающими от скримеров блогерами, но и о вполне продуманных фанатских работах. Среди них есть и игровой мюзикл по FNAFFive Nights at Freddy’s — «Пять ночей с Фредди». на 75 млн просмотров, и аниме на 63 млн, и сразу несколько полнометражных игровых адаптаций, включая сериал и кино, снятое на русском.

Можно ли в этом контексте считать голливудскую версию знакомой истории полноценным событием? Ведь даже феноменальные сборы в 50–60 млн долларов будут означать лишь малую долю аудитории ютуб-видео в переводе на количество проданных билетов. Да и целевая аудитория игры 2014 года уже выросла, для зумеров FNAF — уже скорее предмет ностальгии, нежели что‑то актуальное: если бы Голливуд не тормозил, выпустил бы уже полнометражную версию ультрапопулярного веб-сериала про летающие туалеты. Вот бы почти двухчасовой фильм по «Фредди» хоть как‑то развивал мифологию, но тут, в отличие от большинства фан-работ, аниматроники даже не разговаривают, оставаясь верными оригинальным образам из самой первой игры.
Конечно, голливудским продюсерам удалось сделать и что‑то, что любителям не под силу. Аниматроники тут восхитительно осязаемые: скрипят, тарахтят, так аутентично неповоротливо танцуют, что сразу и не скажешь, что здесь графика, а что — полноразмерные роботы. Декорация пиццерии тоже похожа на очень продуманную локацию из парка развлечений. Есть фактурный Мэттью Лиллард («Скуби-Ду», «Твин Пикс») в роли зловещего работодателя.

Увы, этот хоррор с детским рейтингом так и остается в неловкой зоне между милым кино для младшеклассников и полноценным жанровым аттракционом. Крис Коламбус накануне съемок выбыл из проекта, поэтому улета «Гарри Поттера» и «Одного дома» тут можно не искать, все очень душно, неторопливо и тяжеловесно. Продюсер Джейсон Блум и режиссерка Эмма Тамми («Обитель страха») изо всех сил приближаются к границам допустимого в детском ужастике (кому‑то в кадре срезают лицо, кого‑то раскусывают пополам), но, пожалуй, так всерьез ни разу не пугают.
Остается лишь понадеяться, что один из неминуемых сиквелов снимет какой‑нибудь серьезный хоррормейкер. Ведь образы злодеев в этой франшизе все еще вне конкуренции в плане попадания в зрительский нерв, и даже Голливуду должно быть под силу слепить с такими выдающимися входными данными хит.
Никиты Лаврецкого


