Это обновленная версия материала, который впервые был опубликован на сайте «Афиша Daily» 11 июня 2022 года.
🍷 Старая гвардия
Том Круз

Том Круз — живое воплощение понятия «кинозвезда» в классическом, староголливудском смысле. Нечеловечески обаятельный, ненатурально привлекательный, никогда полностью не растворяющийся в ролях. Круз на экране — это всегда Круз, ходячий бренд, одним своим присутствием делающий кино событием для зрителей. В чем состоит его бренд — вопрос открытый: в 1980-е он был подростковой звездой, в 1990-е играл в оскаровских драмах, в 2000-е — в фантастике, а в последние годы довел до предела свою ипостась экшн-героя, выполняя самостоятельно безумные трюки. Пожалуй, главный его козырь — не бояться своевременно изобретать себя заново. Вот и серию «Миссия невыполнима» он решил закрыть как раз вовремя: сборы последних двух частей не провальные, но заметно отстают от пиковых серий (четвертой, пятой и шестой). Следующий рубеж для артиста — по всей видимости, «Оскар». В этом году Крузу вручат почетную статуэтку по совокупности заслуг, а уже в следующем он, вероятно, впервые со времен актерской номинации за «Магнолию» (1999) сможет претендовать на конкурсную награду за роль в новой, пока еще безымянной картине Алехандро Г.Иньярриту (этот режиссер, напомним, помог выиграть «Оскар» для Лео).
Леонардо Ди Каприо

Леонардо Ди Каприо предпочитает сниматься в авторском кино, но никогда не допускает, чтобы оно при этом было коммерчески несостоятельным: за последние тринадцать лет почти все фильмы с актером собирали в кино не меньше 350 миллионов долларов, за исключением лишь «Убийц цветочной луны», заработавших всего 150. Но и последняя цифра по-своему впечатляет, если вспомнить, что это был тягучий, мизантропический, злой кинороман на четыре часа без антракта, — для сравнения, первая часть саги «Горизонты» с Кевином Костнером собрала всего 38 миллионов во всем мире, а номинированный на десять «Оскаров» (как и «Убийцы») «Бруталист» — 50. Ди Каприо остается той звездой, которая способна генерировать феноменальный интерес к прокатном релизу по сравнению с любыми конкурентами при равных вводных данных вроде жанра и формата. Следующим его шансом продемонстрировать этот талант превращать рядовые проекты в большие события будет «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона: ни одна предыдущая картина режиссера не преодолела в мировом прокате рубеж в 40 миллионов долларов, а с Лео, глядишь, возьмет все 400.
Брэд Питт

Во взгляде Брэда Питта всегда была меланхолия, которая с годами стала лишь глубже. Это не только не отняло у него зрительской популярности, а, пожалуй, даже и прибавило: одинокий волк Клифф Бут из «Однажды… в Голливуде» — возможно, самая знаковая роль его карьеры (по крайней мере, по мнению Киноакадемии, давшей ему первый актерский «Оскар»), а потрепанный жизнью гонщик Сонни Хейс из «F1» — самая коммерчески успешная (если судить по старту проката). Было бы ошибкой думать, что все дело в мастерски поставленном гоночном экшне и гиперреализме рева моторов, ведь другие аналогичные картины последних лет вроде «Феррари» и «Gran Turismo» не смогли разогнаться в прокате. Питт дает зрителям что‑то более уникальное — а именно сказку о том, что харизматичный, традиционно маскулинный герой, несмотря на старость и лузерское положение, всегда может все взять в свои руки и изменить. Учитывая, что в жизни Питту удается достигать карьерных пиков даже на фоне обвинений в домашнем насилии и продолжающейся тяжбы с бывшей супругой, может, это и не сказка, а быль.
Роберт Дауни-мл.

Самую коммерчески успешную кинофраншизу всех времен — вселенную «Марвел» — запустил с помощью своей звездной харизмы не кто иной, как Роберт Дауни-мл. Он же был призван ее возродить из пепла: в грядущих «Мстителях-5» артист сыграет Доктора Дума. Сработает этот беспрецедентный ход с возвращением звезды в новой роли злодея или нет, зависит от того, кого зрители любят больше — прилипшего к артисту Тони Старка или самого Дауни-младшего. Хочется верить, что все-таки второго — вспомним, что параллельно с работой на «Марвел» этот актер запустил маленькую, но успешную франшизу «Шерлок Холмс», да и колоссальный успех исторической драмы «Оппенгеймер» (не дотянул до миллиарда самую малость) трудно представить без оскароносной (злодейской) роли Дауни-мл.
Сандра Баллок

Сандра Баллок — единственная актриса, которая может похвастаться 100-миллионными хитами проката, выпущенными в течение четырех десятилетий подряд (к ней в ближайшее время может присоединиться разве что Джулия Робертс — при условии, что «После охоты» Луки Гуаданьино взлетит в прокате). В 2020-е таким хитом стала приключенческая комедия «Затерянный город» — один из более-менее десятка релизов этой декады, снятых по оригинальному сценарию и собравших в американском прокате 100 миллионов долларов. При этом два предыдущих фильма с этой актрисой в главной роли — «Птичий короб» и «Непрощенная» — состоят в числе самых популярных полнометражных проектов «Нетфликса» всех времен. Баллок удивительным образом не теряет аудитории с годами, поэтому коммерческий потенциал ее грядущего воссоединения с другой всегда актуальной звездой, Киану Ривзом, вообще мало чем ограничен.
Киану Ривз

Не все карьеры одинаково равномерны: после окончания трилогии «Матрица» коммерческие успехи Киану Ривза становились все скромнее, пока не достигли дна в лице мамблкора «Трое в Нью-Йорке» (к слову, неплохой фильм). Ривз всегда был немного неподходящим для статуса звезды артистом — слишком странным, слишком деревянным, слишком грустным. И тем примечательнее, что за последнее десятилетие он развил с нуля новую большую франшизу — серию «Джон Уик». У первого фильма были далеко не блокбастерные сборы, зато с каждой частью они чуть ли не удваивались — как и популярность героя, достигшего к сегодняшнему дню статуса поп-культурной иконы не меньшей, чем Нео («Джон Уик-4» превзошел в прокате не только четвертую «Матрицу», но и третью). Сейчас Ривз снова взял перерыв от блокбастеров ради разговорного жанра — его ближайшие проекты сплошь комедии (от Азиза Ансари, Джоны Хилла и Рубена Эстлунда).
Дэниел Крейг

Дэниел Крейг позаботился о том, чтобы не остаться актером одной роли в суперуспешной франшизе заранее: еще до завершения бондовского контракта он удачно переизобрел себя в качестве сыщика с эксцентричным акцентом в фильме «Достать ножи». За два продолжения похождений Бенуа Бланка «Нетфликс» выложил почти полмиллиарда долларов на аукционе; лично Крейгу досталось 100 миллионов. Самое впечатляющее здесь даже не зарплата вполне бондовского уровня, а тот факт, что «Нетфликс» не прогадал: «Стеклянная луковица» стала не только самым успешным проектом стриминга в очень ограниченном и коротком кинотеатральном прокате, но и одним из самых просматриваемых релизов студии за все время. Да, трехчасовой арт-фильм с Крейгом «Квир» провалился в прокате в прошлом году, но, кажется, все дело в том, что этот актер подходит скорее не для экспериментов, а для долгосрочного стабильного сотрудничества со студией.
Дуэйн Джонсон

Дуэйн Джонсон — не столько актер, сколько шоумен и маскот (его фолловинг в соцсетях превосходит Круза почти в тридцать раз), но это никогда не было препятствием для становления голливудской кинозвезды (Джонсон — очевидный прямой наследник Шварценеггера). Существующие франшизы («Форсаж», «Джуманджи») добавление Джонсона почти моментально доводило до статуса миллиардеров, и даже фильмы-однодневки с его участием («Разлом Сан-Андреас», «Рэмпейдж») становились хитами. В постпандемийной реальности все изменилось: да, Джонсон снялся в самом популярном нетфликсовском блокбастере («Красное уведомление»), но в кино с ним вышла череда коммерчески провальных релизов: «Круиз по джунглям», «Черный Адам», «Миссия: Красный». Можно искать оправдания в общем кризисе проката и отдельных жанров, но сам Скала вовремя спохватился и решил реабилитировать имидж проверенным способом — съемками в серьезном авторском кино. Среди его ближайших проектов — «Крушащая машина» Бенни Сафди, новые фильмы Скорсезе и Аронофски (причем в двух последних случаях речь не о главных ролях).
Джек Блэк

Джек Блэк был узнаваемой звездой комедий еще в 2000-е (самые успешные из них — «Школа рока», «Отпуск по обмену» и «Солдаты неудачи»), но за последние десять лет стал фактически главным лицом (или голосом) блокбастеров для семейной аудитории. Речь о франшизах «Джуманджи» (в следующем году выйдет третья часть) и «Кунг-фу Панда», а также экранизациях видеоигр «Супербратья Марио» и «Minecraft в кино» (благодаря этим фильмам у Блэка три подряд попадания в топ-10 самых кассовых релизов года). Жаль только, что на работе аниматора для малышни пропадает талантливый артист с темным вторым дном, которое мы видели в «Берни» Линклейтера и «Марго на свадьбе» Баумбаха.
Дензел Вашингтон

Дензел Вашингтон — не только один из самых глубоких и разноплановых драматических актеров современности (напомним, он двукратный лауреат и девятикратный номинант на «Оскар»), но и лицо, пожалуй, самой стабильной боевиковой франшизы. Речь о «Великом уравнителе», чья первая, вторая и третья части собрали, соответственно, 192, 190 и 191 миллион долларов в мировом прокате. Привлечению аудитории не помешали ни миновавшие десять лет, ни эффект пандемии, ни колеблющиеся в диапазоне от сдержанно положительных до умеренно разгромных рецензии критиков. Значит, все дело в лице любимого артиста — хочется верить, что его же перетягивающая все одеяло роль в «Гладиаторе-2» помогла не потонуть в прокате этому очень среднему сиквелу. Следующий проект актера — ремейк «Рая и ада» Куросавы от Спайка Ли и A24, который имеет все шансы стать самым кассовым проектом в истории этой студии (по слухам, гонорар Вашингтона составил 35 миллионов долларов).
🕶️ (Чуть более) свежие лица
Райан Рейнолдс

Самая стабильная и долгоиграющая звездность — та, которая не подчиняется стандартным формулам. Райан Рейнолдс много лет был второстепенным голливудским красавчиком, пока не стал большой звездой с толпой преданных поклонников благодаря роли, где вообще не показывал лица. Сто лет подряд голливудские звезды занимались мифотворчеством и культивировали образы недосягаемых небожителей, а Рейнолдс при каждом удобном случае деконструирует феномен своей собственной славы. Главного правила, впрочем, он придерживается: создает персональный бренд, которому даже Том Круз позавидовал бы. Именно благодаря тому, что фраза «Пойдем на нового Райана Рейнолдса» для зрителя уже что‑то значит, стали заметными постпандемийными хитами такие в целом непримечательные фильмы, как «Главный герой» и «Красное уведомление». В прошлом году его кино для семейной аудитории «Воображаемые друзья» в прокате забуксовало, зато затем Рейнолдс отшлепал вселенную «Марвел» так лихо, как и полагается первой постмодернистской кинозвезде.
Майкл Б.Джордан

Майкл Б.Джордан — несомненно, один из талантливейших актеров, дебютировавших в Голливуде за последние пятнадцать лет, но до сих пор все его кассовые хиты были привязаны к долгоиграющим франшизам (речь о трилогии «Крид» из вселенной «Рокки» и марвеловской дилогии про Черную Пантеру). Все изменилось в 2025 году с выходом на экраны «Грешников» — оригинального хоррора со взрослым рейтингом, который почти целиком держится на харизме Джордана, играющего сразу две главные роли братьев-авантюристов. С одной стороны, «Грешники» — самый кассовый оригинальный фильм 2020-х, с другой — Джордан уже вполне себе кинозвезда, чье имя тоже своего рода франшиза.
Глен Пауэлл

Обаятельного, улыбчивого и во всех отношениях положительного парня Глена Пауэлла за последние пару лет так часто записывали в топы кинозвезд завтрашнего дня, что это стало смахивать на самоисполняющееся пророчество. Похожий на расширенную актерскую визитку «Я не киллер» был слегка погребен нетфликсовским алгоритмом, но после прокатных триумфов ромкома «Кто угодно, кроме тебя» и фильма-катастрофы «Смерч-2» (едва ли можно назвать франшизным релизом сиквел полузабытого оригинала тридцатилетней давности) игнорировать звездный статус Пауэлла невозможно. Следующий релиз актера — высокобюджетная фантастика «Бегущий человек» Эдгара Райта, где Пауэлл сыграет роль, которую когда‑то играл Шварценеггер.
Марго Робби

Долгое время Марго Робби была из числа тех современных звезд, которых вроде бы все знают, но чьи фильмы регулярно проваливаются в прокате. В 2022 году «Амстердам» и «Вавилон» привели к суммарным убыткам студий Paramount и 20th Century почти в 200 миллионов долларов. Зато на следующий год «Барби» сделала Робби не просто королевой кинопроката, но и моментальной иконой. Первая картина Робби после этой роли выйдет только осенью 2025-го («Большое смелое красивое путешествие» режиссера Когонады), поэтому можно рассчитывать, что и коммерческий потенциал этой звезды теперь иной. В то же время экранный партнер Робби Райан Гослинг уже успел продолжить свою привычную череду кассовых катастроф с «Каскадерами» — на этот раз у него даже не было оправдания в виде негативных отзывов критиков, что для актера, претендующего на класс «А», непростительно (по этой же причине из нашего списка по сравнению с прошлой версией вылетели Скарлетт Йоханссон и Ченнинг Татум, потопившие неплохо воспринятый критиками ромком «Покажи мне Луну»).
Тимоте Шаламе

Две «Дюны» доказали, что Тимоте Шаламе способен не дать качественному блокбастеру потонуть, а «Вонка» и «Никому не известный» продемонстрировали, что и не самое выдающееся кино этот молодой актер одним своим присутствием может превратить в без пяти минут блокбастер. Кажется, все лучшее у него еще впереди. Одно дело — влюбить зрителей в свои мечтательные глаза и юношеские кудри, совсем другое — заставить идти в кино смотреть на драматическую работу. Учитывая, как близко подошел к «Оскару» Шаламе с ролью Дилана, есть чувство, что путь от молодежного секс-символа до серьезного актера у него займет даже меньше времени, чем у Ди Каприо.
Дженнифер Лоуренс

Десять лет назад не было актрисы удачливее Дженнифер Лоуренс: только она через год после дебютной главной роли (сразу с номинацией на «Оскар») (пере)запустила две подряд крупнейшие франшизы декады («Голодные игры» и молодые «Люди Икс»), а потом регулярно снималась в самых коммерчески успешных инди-фильмах своего времени («Мой парень — псих», «Афера по-американски»). Во второй половине десятилетия случилась осечка: после череды провалов последовал довольно долгий отпуск. Но и камбэк не заставил себя ждать — речь о «Не смотрите наверх», до сих пор третьем по популярности суперхите «Нетфликса» всех времен, где у Лоуренс и Лео диагональный биллинг
. После него Лоуренс отметилась в еще одной комедии — в меру кассовой «Без обид». Успех этих легкомысленных фильмов был завязан на работах Лоуренс сильнее, чем может показаться на первый взгляд: в Голливуде сейчас нет второй актрисы, которая могла бы столь же убедительно сыграть девушку-ученую с такой челкой, такими стрелками и таким кольцом в носу, а потом с неповторимой легкостью и грацией в одиночку возродить жанр похабной подростковой секс-комедии. Особенно ценно, когда самые популярные артисты еще и просто лучшие: ждем второй «Оскар» для Дженнифер за «Умри, моя любовь».
Эмма Стоун

После ряда удачных франшизных ролей (в нескольких частях «Человека-паука», «Зомбиленда» и диснеевском ремейке «Круэллы») Эмма Стоун ушла в эксперименты: снялась в пяти подряд картинах представителя «странной греческой волны» Лантимоса, а также создала свою продакшен-компанию, на которой спродюсировала не менее странные проекты Нейтана Филдера, Хулио Торреса и Джейн Шенбрун. Самое удивительное, что этот период карьеры звезды не оказался коммерчески несостоятельным: да, блокбастерные сборы позади, но в то же время «Бедные-несчастные», вероятно, самый экстремально причудливый фильм в истории, заработавший 100 миллионов долларов в мировом прокате. Ближайший релиз актрисы — троллинговый вестерн Ари Астера «Эддингтон», выбесивший всех в Каннах. Если и он сделает кассу, то Стоун впору называть не звездой, а кудесницей.
Зендая

В двадцать пять Зендая была главной подростковой звездой поколения — с рекордным количеством подписчиков в соцсетях, ролью наркозависимой школьницы в самом модном сериале HBO и многочисленными появлениями в блокбастерах в качестве подруг супергероев — Человека-паука и Тимоте Шаламе. К двадцати восьми она усиленно занялась конструированием взрослого имиджа: в прошлом году сыграла милфу в очень стильном спортивном ромкоме «Претенденты», а в следующем году готовится разыграть сцены из токсичных отношений на пару с Паттинсоном в «Драме» и вернуться к роли повзрослевшей Ру из «Эйфории». Снятые по оригинальному сценарию «Претенденты» недотянули до респектабельных 100 миллионов долларов в мировом прокате совсем чуть-чуть, при этом общая касса ее фильмографии скоро начнет бить рекорды благодаря сиквелам «Дюны», «Человека-паука» и почему‑то «Шрека». Похожим образом недавно оказалась самым кассовым актером всех времен Скарлетт Йоханссон, но, кажется, истинный статус звезды все-таки достигается за счет других ролей.
Том Холланд

Том Холланд сменой имиджа озаботился еще загодя: в драме «По наклонной» сыграл ветерана-бандита, зависимого от таблеток (успеха в прокате, на «Оскаре» или среди критиков работа не имела), а в мини-сериале «Переполненная комната» попытался изобразить человека, страдающего диссоциативным расстройством идентичности (это было абсолютно невыносимое зрелище). Типаж неловко улыбающегося юноши ему подходит сильнее: вовсе не случайно он первый Человек-паук, дослужившийся до четвертого сольника, да и «Анчартед» с его выходом в аналогичном амплуа до сих пор держится в топ-10 киноадаптаций видеоигр. Следующая роль артиста — Телемах в «Одиссее» Кристофера Нолана. Примечательно, что в тизере показали именно Холланда в роли сына Одиссея, а не Мэтта Деймона, сыгравшего главную роль. Неужели продюсеры посчитали, что у Холланда нынче больше поклонников, чем у Деймона, снимающегося на пару с Аффлеком в провале за провалом? Что ж, может, они и правы.
Роберт Паттинсон

После слегка позорного — но принесшего невероятную славу — участия во франшизе «Сумерки» Роберт Паттинсон потратил ровно десять лет на реабилитацию имиджа. Действовал он по стандартной схеме: снимался в авторских независимых фильмах, время от времени претендующих на награды (Тейлор Лотнер из тех же «Сумерек» делал ровно наоборот — и что в итоге?). И как бы между делом стал одним из самых бесстрашных актеров поколения — с равной самоотдачей играл персонажей с особенностями психики («Ровер»), терпел газы Уиллема Дефо в вольном ремейке «Зеленого слоника» и даже был готов просто весь фильм носить чемоданы за Чарли Ханнамом («Затерянный город Z»). Все нечеловеческие усилия с лихвой себя оправдали — в новом статусе серьезного драматического актера Паттинсона взяли на роль Бэтмена. Фильм не только получил отличную критику, но и обогнал в два раза в прокате первого «Бэтмена» Кристиана Бейла, а чисто в американском прокате обогнал еще и версию с Беном Аффлеком (где был в довесок Супермен). Вне франшиз коммерческая состоятельность этого артиста все еще под вопросом: ранее в этом году провалился прекрасный «Микки 17» Пон Чжун Хо с Паттинсоном в (семнадцати) главных ролях. Так что среди грядущих релизов этого актера есть не только «Бэтмен-2», но и — предусмотрительно — пара фильмов студии A24 от многообещающих режиссеров («Прайм-тайм» Лэнса Оппенхайма и «Драма» Кристоффера Боргли).
Пол Мескал

Вполне возможно, что в эпоху стримингов кинотеатральные сборы — далеко не главное мерило того, насколько глубоко артист запал в душу поколения. У Пола Мескала, за исключением «Гладиатора-2» (даже поклонники сиквела едва ли считают его роль сильной стороной картины), нет фильмов, заработавших больше 20 миллионов долларов в мире. При этом скромное инди «Солнце мое» уже сейчас входит в число самых популярных картин 2020-х по версии киноманской соцсети Letterboxd, а мини-сериал «Нормальные люди» и вовсе претендент на произведение, сформировавшее поколение. Так или иначе, у Мескала уже скоро будет шанс пройти и серьезный экзамен на звание кинозвезды — в четырехсерийном мегабайопике The Beatles он сыграет Маккартни и вынужденно будет конкурировать в прокатной гонке со своими экранными партнерами Харрисом Дикинсоном, Джозефом Куинном и Барри Кеоганом. Делаем ставку, что самым кассовым будет фильм с Мескалом.










